Воспоминания Валентины Нестеровой о деревне Островы Чериковского района
Чернобыльская трагедия – это печальный урок для человечества, самая грандиозная техногенная катастрофа. Произошла она 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской атомной электростанции в небольшом городе под названием Припять. Огромное количество смертельно опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. После произошедшего стало понятно, что после взрыва все будет по-другому. На земле нельзя будет сеять, купаться в реке и ловить рыбу тоже станет невозможным, а в домах нельзя будет жить.
Не минула эта страшная трагедия и наш Чериковский край. Значительная часть нашего района подверглась радиоактивному загрязнению. В результате этой катастрофы 25 населенных пунктов района были отселены. В их числе и деревня Островы, отселенная и захороненная. Но память о ней будет жива, пока мы об этом помним, пока говорим, пока пишем.
В один из обычных рабочих дней к нам на стационарный телефон позвонила женщина, которая очень хотела рассказать на страницах «ВЧ» о своей родной деревне. Так и произошло мое знакомство с веселой и жизнерадостной Валентиной Нестеровой, с которой я и встретилась, дабы она поведала мне свою историю.
Когда Валентина Антоновна начала свой рассказ о деревне Островы, было видно, что в душе у нее большая тоска и ностальгия по родным местам.
— Наша деревня выглядела сказочно красиво, — начала свой рассказ Валентина Нестерова. — Вокруг распростерся великолепный лес, богатый своими дарами. В нем было очень много разных ягод, орехов, грибов. Грибы мы собирали и сдавали в грибоварню. Это был наш заработок перед школой. Находилась наша школа далеко, приходилось ходить 7 километров в одну сторону. Идя домой, мы наблюдали за природой. Очень много видели разных лесных обитателей. А какие красивые дятлы пролетали с дерева на дерево, создавая звук танца. Все для нас в детстве было интересным и познавательным. В то время зимы были очень суровые, весны были ранние, теплые, лето было жарким и урожайным, и люди были здоровые. Наша деревня была небольшая, но очень дружная и веселая. Было всего 25 домов. В Островы приходила вся молодежь из соседних деревень на вечеринки. Потом с годами деревня стала редеть, молодежь стала уезжать, кто учиться, кто на работу, а после Чернобыльской катастрофы все уехали, кто куда. Осталось на месте красивой деревни только унылое местечко.
В деревне почти в каждом доме жили грамотные люди. Хоть было сложно в то время, но у нас очень многие учились. Много из нашей деревни вышло хороших людей. У моей бабушки была многодетная семья, все дети отучились и жили по городам, всегда приезжали и навещали ее, и это мне запомнилось на всю жизнь. Все у нас в семье устроены в жизни неплохо. У меня замечательные хорошие дети и внуки. Мой самый старший внук закончил Белорусскую государственную орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию, он очень добрый, хороший мальчик, второй внук трудится водителем, третий — работает следователем в милиции.
Я думала, что не перестану думать о деревне никогда, да и честно говоря, не перестала, хотя столько лет уже прошло. Грусть по родной деревне осталась до сих пор, ее не сотрет время, и прожитые годы. Порою она мне даже снится. Это мой родной уголок, Родина, которая навсегда останется в сердце. Вот недавно в интернете я увидала знакомые места своей деревни. И такая печаль объяла меня, что словами и не передать. Смотрю: золотая березовая роща, вспоминаю, да, это тот березник, в который мы раньше ходили в грибы, смотрю на наше кладбище, на котором похоронены мои бабушки. Кладбище ухоженное, огороженное, деревья обрезаны, никакого мусора нет, одним словом — порядок. Наше государство беспокоится не только о живых людях, но даже и об умерших. Я очень благодарна нашему Президенту за заботу о нас, за то, что мы все живем неплохо. От всей души хочу пожелать всем людям мирного неба, здоровья, благополучия и успехов в делах.
После того как наша встреча с Валентиной Антоновной подошла к концу, я подумала о том, что чериковляне должны никогда не забывать о чернобыльской трагедии, о тех, кто ликвидировал ее последствия, и самое главное — хранить в своих сердцах память о наших отселенных и захороненных деревнях.
Настя Устинова