Василий Максименко: «Чем ближе «объект» изучения, тем он понятнее и привлекательнее для ребят»
Когда человек приезжает в какой-либо город, ему интересно узнать его историю. И куда же он идет, чтобы познакомиться с его историей? Конечно, в музей! Музей является визитной карточкой любого города. В нем собирается все то, чем славится город, чем занимаются люди. Естественно, все то, что мы хотим узнать, можно найти в книгах, но гораздо лучше все увидеть собственными глазами. Впечатление от увиденного в сотни раз сильнее, чем от прочитанного. С этой целью был создан музейный комплекс, куда входят этнографический и историко-краеведческий музеи ГУО «Средняя школа № 1 г. Черикова». Создателем этого музейного комплекса является учитель истории, краевед Василий Максименко, который расскажет нам об историко-краеведческом музее.
— Василий Стефанович, с чего начался музей?
— Историко-краеведческий музей СШ № 1 г. Черикова открыт в 1971 году, расположен в здании школы в отдельном помещении площадью 28 кв. метров. В основном фонде насчитывается 486 экспонатов, дополнительный — 575, самыми ценными из которых являются фрагмент Торы, фляга солдатская, замок для шкатулки, курительная трубка, надмогильная плита Василевского. В начальный период работы в школе пришлось ощутить недостаток краеведческого материала для использования на уроках. Поэтому мною вместе с учениками проведена работа, результатом которой стало создание историко-краеведческого музея. Практика показала, что учащиеся с интересом воспринимают информацию, подаваемую как проверенными методами, так и новыми. Основными критериями отбора и включения в урок краеведческой информации являются: научная достоверность, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность материала.
— Какие в школе проводятся научно-исследовательские работы?
— Научно-исследовательские работы – это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащихся и самостоятельность в приобретении знаний. Она строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы мною определены формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Это интервью, анкетирование, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важными источниками информации являются беседы со старожилами, работа с картами.
Очевидно то, что изучение истории родного края переплетается с историей родного города, семьи, окружающих людей. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу.
Моя роль как руководителя в исследовании заключается в позиционировании себя направляющей стороной, соавтором. Считаю, что научно-исследовательская работа значится завершенной тогда, когда становится достоянием общественности. В практике моей работы сложилась достаточно устойчивая система завершения исследования: выступление на школьной и районной конференциях, публикации в районной газете, интернете. Используются доклады в сообщениях на уроках и кружковых занятиях, презентации с последующей оценкой и т.д. Все это заинтересовывает учащихся в продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес к краеведческой работе.
— Где еще используются собранные материалы?
— Собранные и систематизированные материалы используются во время подготовки докладов, рефератов, на школьных и районных краеведческих конференциях, при проведении краеведческих конкурсов и викторин, подготовке театрализованных представлений. Некоторые материалы и документы из архива историко-краеведческого музея были использованы для написания книги «Чериковское присожье. Взгляд в прошлое». Также материалы историко-краеведческого музея были использованы для написания биографического портрета жертвы нацизма Сотниковой М.К.
Одним из направлений работы музея является поддержание контактов с районным историко-краеведческим музеем. С этой целью музейные активисты регулярно посещают этот музей, используют его архивные и экспозиционные материалы для написания исследовательских работ.
Активисты музейного комплекса со мной продолжили работу по составлению летописи исчезнувших деревень. В 2017 году материалы историко-краеведческого музея были использованы для разработки темы формирования городского пространства и городской среды города Черикова.
— Как музей способствует приобщению учащихся к изучению истории родного края?
— Одной из самых результативных форм нравственного и патриотического воспитания является участие детей в краеведческой деятельности. Поэтому я обращаю особое внимание в формировании личности на воспитание любви к родному краю. ГУО СШ № 1 г. Черикова имеет значительный опыт в решении вопроса формирования гражданско-патриотических качеств личности средствами краеведения. По направлениям «Краеведение, музейное дело», «Исследовательская деятельность учащихся» она является опорной в районе. Здесь накоплен положительный опыт работы с детьми в краеведческой деятельности. В основу краеведения положена деятельность ученика в школьной среде, вне школы, в различных видах творческой и исследовательской работы.
Годы работы в школе привели меня к выводу, что показ исторических событий через призму местных материалов позволяет облегчить восприятие учащимися исторического процесса. Причем, очень важно, чем ближе «объект» изучения, тем понятнее и привлекательнее он для ребят. Поэтому, в своей работе я стараюсь изучать материал по следующей вертикали: события всемирной истории, события в нашей стране, в нашем крае.
— Не так давно прошли районные и областные конкурсы исследовательских работ. Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?
— За прошлый учебный год активисты музея Никита Куруленко и Игорь Малащенко стали победителями районных конкурсов, представляли район на областных краеведческих конкурсах и конференциях. В 2017 году ученики стали победителями национального конкурса «Жертвы нацизма. Места уничтожения», а уже в 2018 году, в феврале, посетили Берлин. В этом же году члены совета музея Антон Езопенков и Владислав Стаблецкий стали победителями районного и областного конкурсов исследовательских работ и примут участие в аналогичном республиканском конкурсе.
— Спасибо, Василий Стефанович, за беседу.
Алина Король