В Чериковском историко-краеведческом музее состоялось мероприятие, посвященное 100-летию с момента разгрома имения князей Оболенских в деревне Горки
Гостями музея стали педагоги и учащиеся из ГУО «Средняя школа № 1 г. Черикова» и ГУО «Средняя школа № 2 г. Черикова».
Перед официальной частью мероприятия Александр Яхновец, главный хранитель фондов музея провел для ребят небольшую тематическую экскурсию в зале № 2, где имеется стенд, посвященный роду Оболенских.
Затем учащиеся отправились в 6 зал, где сотрудники музея рассказали им о трагических событиях, которые произошли в феврале 1918 года. После этого присутствующим был продемонстрирован видеосюжет, посвященный истории рода князей Оболенских «История имения в Горках», записанный и озвученный директором музея Ольгой Рубановой. В видеосюжете рассказывалось о том, что столетие назад на Чериковской земле, близ деревни Горки, находился шикарный особняк. Он был по-строен итальянским архитектором и оформлен по последнему писку моды того периода времени. Всевозможные блага цивилизации, недоступные для простого люда, имелись на территории особняка. Был там теннисный корт, фонтан, водопровод, сад и даже первый в уезде автомобиль. Отлистнув сто лет назад, сложно поверить, что такую роскошь кто-то мог себе позволить.
Очень важную роль в восстановлении хронологии событий имения сыграли рукописи, полученные из Канады в 1995 году. Эти рукописи были воспоминаниями Зои Оболенской. И начинаются они с того, как ее предки получили право владения имением.
Из воспоминаний Зои Оболенской: «…Был некогда в Молдавии господин Скарлати Гика, которого обезглавили турки. Его семья скрылась от преследования в России, попросивши убежища у Екатерины II. Вдове Елене Гика императрицей была предоставлена земля от Пропойска (ныне Славгород) до Черикова с 14 деревнями. После дочка молдавского владельца Зоя Гика вышла замуж за маркиза Паоло Маруцци, который был послом Екатерины II в Венеции, имел дворец на площади святого Марка. Маркиз Паоло Маруцци, итальянец по происхождению, появился в уезде в восьмидесятые годы XVIII века.
В документах Чериковского уездного казначейства за 1826 год имеется запись о том, что в связи с тем, что Паоло Маруцци является кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимского, ему казначейство выплачивает ежегодно по 300 рублей пенсиона. Дочь Зои и Паоло Маруцци Александра вышла замуж за графа Сергея Павловича Сумарокова. Получается, что Чериковское имение выступало на первоочередных этапах своей истории в качестве приданого.
Получив в качестве приданого своей жены (урожденной Сумароковой) имение в Чериковском уезде, Алексей Васильевич Оболенский здесь практически не жил. После его смерти имение по духовному завещанию отошло к его сыну Алексею Алексеевичу Оболенскому, который и выстроил дворец на Берегу реки Сож у деревни Горки.
Зоя Алексеевна вспоминает в своих мемуарах про необычно спокойную жизнь в имении Горки, называя его «домом своего детства». 1918 год был обозначен событиями трагическими и богатыми на потери для многих людей, как богатых, так и бедняков. В имении жила княгиня Елена Константиновна с сыном Михаилом. Две ее дочери, Зоя и Марина, на тот момент находились у родни в Киеве. Семнадцатилетнего Михаила Оболенского в день разгрома имения, спасла зубная боль. В этот день он с утра отправился к врачу в Чериков. Тем временем вооруженные крестьяне ворвались в особняк. Позже очевидцы рассказывали Зое Алексеевне, что в числе нападавших был крестник ее матери, который собственноручно и застрелил ее из револьвера. Княгиня бегала из угла в угол, укрываясь за предметами мебели, а крестник неумело палил по живой мишени, пока не попал ей в голову. Тогда же было убито еще 6 человек, а дом подожжен. Уцелевшие с ужасом наблюдали продолжавшийся погром, спрятавшись в курятнике. Один из верных людей поспешил в Чериков предупредить Михаила Оболенского о беде. Молодому князю помогали потом другие крестьяне, которые переодели его в свою одежду, приютили, а затем выдавали за своего родственника.
Убитую княгиню Оболенскую горничная Дуня и плотник похоронили в семейном склепе рядом с мужем. Теперь уже никто не знает, в какие времена был разграблен и сам склеп. От мраморных плит к княжеским надгробьям уцелели лишь фрагменты».
В настоящее время о бывшем княжеском имении напоминает только надгробный камень с могилы князя Алексея Алексеевича Оболенского, на котором на старославянском языке была сделана надпись княгиней Еленой Оболенской: «Душа душе моей, спи спокойно и жди меня».
После просмотра видеосюжета перед ребятами выступил учитель истории ГУО «Средняя школа № 1 г. Черикова» Василий Максименко, который с особым трепетом относится к истории Чериковского края.
— На самом деле дворец Оболенских — это жемчужина архитектуры, — сказал Василий Стефанович. — Он уникален. может быть в Российской империи, таких и вовсе не было. Здесь была прекрасная картинная галерея, которую разграбили. Рассказывали о том, что многие крестьяне из Мирогощи, Горок, а также прибежавшие на грабеж из Езер и Припечино, варварски растащили эту галерею. Однако самое ужасное, что этот дворец был сожжен. Если говорить о Великой Октябрьской социалистической революции, то она принесла множество благ, но она пробудила такие силы, такие, скажем так, низменные инстинкты у народа, которые и проявились в сожжении шедевра архитектуры.
Времена меняются. Однако события того времени являются неотъемлемой частью истории Чериковского уезда. Для истории нашего края это интересный факт, который рассказывается потомкам. В памяти жителей Чериковщины навсегда останется трагическая история княжеской семьи, которая будет передаваться из поколения в поколение.
Настя Устинова