Украинка по паспорту рассказала о том, как стала своей среди чужих
Ежедневно в интернете обновляется информация о прибывших на территорию Беларуси беженцах из Украины. Для тех, кто никогда не покидал дом не по своей воле, — это просто цифры. Для того, кто оказался заложником ситуации, — личная драма. На этой неделе мне посчастливилось пообщаться с Еленой Гердовой, которая по паспорту все еще украинка, но своим родным домом уже считает Беларусь.
— Елена Владимировна, бывали ли Вы в Беларуси до переезда?
— Нет, никогда не была. Родилась и выросла я в селе Инзовка Приморского района Запорожской области. Прожив там 43 года, в 2015 году приняли решение с супругом Юрием и сыном Федором переехать в Беларусь. Мы сменили место жительства в тот момент, когда все еще было относительно спокойно. Как чуяло мое сердце, что намечается что-то нехорошее… в 90 километрах от нашего дома, близ Мариуполя, стоял гул от бомбежек, и в море проходили постоянно тренировочные учения. Из новостей вещали про обстрелы жилых кварталов, где были и жертвы среди мирного населения. Не считаю себя Вангой, но я подобное развитие событий предвидела. Это я о происходящем на Украине в нынешнее время.
Думаю, что моему с супругом переезду сюда в большей степени поспособствовали дети. Первыми из Украины уехали дочери. Работы не было, перспектив дальнейшего развития тоже. В летний период подрабатывали на базах отдыха, но люди в форме заняли их своей спецтехникой. Вы только представьте мои мысли, когда твои взрослые дочери уходят на работу, и ты знаешь, что их окружает более сотни мужчин, у которых на первом плане, так скажем, базовые человеческие потребности. Переехать в Беларусь одной из дочерей предложил парень по переписке из Пинского района. Он даже деньги выслал ей на дорогу. Младшему сыну на тот момент было 13 лет, и я прекрасно понимала, что до призывного возраста остается не так много времени. Поверьте на слово, о том, что мы переехали жить именно в эту страну, я не жалею ни капли.
— Помните свои мысли в дороге?
— Знаете, нашей семье уезжать было гораздо проще, поскольку это решение мы приняли осознанно: продали дом, скот, забрали с собой нажитое. Страшнее нынешним украинцам, которые вынуждены покидать дома, минуя обстрелы. К слову, на то время у нас была работа, однако она не приносила желаемого материального достатка. Денег едва хватало на оплату коммунальных услуг, поэтому приходилось держать собственное хозяйство и ждать помощи от родителей-пенсионеров.
У дочерей я всегда просила рассказать о новой для них стране, а они каждый раз отвечали одно: «Мам, здесь очень интересно, все по-другому. Приезжайте». Если бы у нас не было сына, то возможно, мы бы по сей день жили на Украине. а так мы находились в постоянной тревоге за младшего. Знаете, очень нравится реклама по белорусскому телевидению, главный лозунг которой гласит «Беларусь – страна для жизни». Оно так и есть. Я в этом убедилась лично.
Вернусь к главному вашему вопросу. В дороге у меня была одна мысль: «Хочу жить в домике на опушке». И что Вы думаете? Я сейчас живу в месте, о котором мечтала – кругом лес, березы, сосны и опушка.
— Как вашу семью встретили на нашей земле?
— Дочери сразу нашли себе работу. Пошли трудиться на производственное пред- приятие. Точно не могу сказать его название, но деятельность его была связана с переработкой полиэтиленовой пленки. С того предприятия Анна ушла и в декретный отпуск. Сейчас она под сердцем носит уже третьего внучка. Это такое счастье для меня. Лилию мы забрали с собой в Майский. Изначально семьей планировали обосноваться в Брестской области, поближе к девчонкам, но из-за большого наплыва мигрантов мы попросту не смогли решить жилищный вопрос. В исполкоме нам посоветовали ехать в Могилевскую область. Именно там нам обещали предоставить жилье и рабочие места в самые кратчайшие сроки. С жильем помогли местные власти —выделили дом, а на работу приняли в местный колхоз. Я трудилась дояркой, а супруг сварщиком.
Лилия нашла на этой земле тоже свое счастье. Вместе с супругом Андреем, который родом из агрогородка Майский, они воспитывают мальчишку и девчонку. Сын Федор сейчас учится в Кричевском училище на сварщика и тракториста. Что еще нужно для счастья матери, скажите!?
— Как обустраивали быт?
— Жители этой деревни сами не знают того, насколько они добры. Телевизор, холодильник, стиральную машину, палас, одеяло, мебель жители Майского отдали нам на безвозмездной основе. В течение первого года постоянно приносили корзины картофеля, закатки собственного производства. Откровенно говоря, мы были изумлены гостеприимству. В школу Федьку приняли с распростертыми объятиями. Моему изумлению не было предела, когда в августе позвонила директор школы Наталья Драчева и сказала, что на днях мы едем одевать сына к школе. Помню, как я ходила по магазинам и говорила: «Да вы шо, я боюсь это брать. Это точно бесплатно?». И действительно за кроссовки, школьную форму, канцелярию платили не из собственного кашелька.
В миграционной службе нам объяснили все наши права и обязанности. Я в своей стране не знала всех законов, а в чужой – подавно. Елена Медведева очень нам помогла с оформлением документов, которые подтверждали наше законное пребывание на территории Беларуси. Получилось так, что я трудоустроилась, а дочь в силу своих физиологических особенностей не осилила труд на ферме. Как итог —беременная украинка без работы и гражданства. И здесь нам пошли навстречу. Врачи на протяжении всей беременности относились как к полноправной гражданке Беларуси. Одним словом, где бы моя семья не просила помощи – всегда находила понимание и поддержку.
— Сейчас где трудитесь?
— На полставки почтальоном. Кстати, на жизнь не жалуюсь – обутая, одетая. отчасти и за счет почты. В прошлом году мне исполнилось 50 лет, поэтому сейчас хочется пожить для себя – огородик, внучки, отдых семьей. Такой график меня вполне устраивает, да и сама работа в радость – люди, живое общение, свежий воздух. В этой деревне я себя абсолютно чужой не чувствую.
— Можете назвать Беларусь своим родным домом?
— Конечно. У меня здесь скоро родится пятый внук. Моя семья уже на этой земле пустила корни. У внучков паспорта граждан Беларуси. Я вам скажу так — все познается в сравнении. Люди, которые никогда не видели войны, вряд ли поймут цену мирного неба над головой, а люди которые никогда не голодали — цену хлеба.
Сейчас в планах получить белорусское гражданство, но у нас большая семья, и за отказ от украинского гражданства нужно платить большую сумму. Поэтому медленно, но уверенно идем к намеченной цели.