Уголовная ответственность и оборот алкоголя: какие новации вносятся в законодательство
Депутаты на заседании десятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли во втором чтении законопроекты “Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности” и “Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции”.
Первый законопроект предусматривает корректировку Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Беларуси. Он направлен на совершенствование правоотношений в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, профилактику преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении малолетних, приведение кодексов в соответствие с Конституцией и другими законодательными актами.
В частности, законопроектом предусматривается расширение возможностей осужденных по приобретению значимых для социальной адаптации компетенций (знаний, умений, навыков) и преодолению негативных черт личности (привычек, склонностей, зависимостей). Также предполагается установление возможности и определение порядка осуществления профилактического наблюдения и контроля за лицами, освобожденными от наказания условно на основании акта помилования.
Законопроект также предусматривает возможность установления превентивного надзора за лицами, совершившими в отношении малолетних преступления против половой неприкосновенности, до погашения или снятия судимости. Также суд может назначать в отношении таких лиц, страдающих педофилией, принудительные меры безопасности и лечения наряду с наказанием.
В законопроекте обозначена возможность оказания психологической помощи осужденным, состоящим на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях. Кроме того, устанавливается порядок направления к месту отбывания наказания лиц, осужденных к аресту.
Что касается законопроекта по вопросам производства и оборота алкогольной продукции, то он предусматривает ряд новаций. Предлагается закрепить за государством исключительное право на импорт алкогольной продукции и определить случаи, когда такое право не распространяется на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Беларуси. Также предусмотрено привязать к базовым величинам минимальный размер уставного фонда юридических лиц, при достижении которого предоставляется право на импорт алкогольной продукции (не менее 24 тыс. базовых величин, в настоящее время – не менее 250 тыс. евро).
Законопроектом предусмотрено предоставить правительству право определять условия и порядок исключения организаций из перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков, и внесения в этот перечень изменений, закрепить право оптовой продажи алкогольных напитков государственным органам для использования при проведении официальных мероприятий, разрешить любые способы расчетов за алкогольную продукцию с лицами, находящимися в процедуре ликвидационного производства по делу о банкротстве, а также с лицами, привлеченными судом к субсидиарной ответственности после открытия ликвидационного производства.