С первого по пятое: история Всебелорусских народных собраний
Всебелорусское народное собрание – народный форум, во время которого обсуждаются основные вопросы развития белорусского государства. Это демократический институт активизации общественного мнения и одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.
Всебелорусское народное собрание как институт общественно-политической жизни стал действовать в Беларуси со второй половины 1990-х годов по инициативе Президента Александра Лукашенко. Собрания проводятся в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: “Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ”. Конституция гарантирует белорусским гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Такая форма народовластия органично вписывается в политическую систему белорусского государства, так как главное предназначение собраний – определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана социально-экономического развития страны на предстоящий пятилетний срок.
Стремясь наиболее полно обеспечить участие самых широких слоев белорусского народа в обсуждении волнующих общество проблем и принимаемых высшим руководством страны решений, глава государства 29 августа 1996 года издал указ №341 “О созыве Всебелорусского народного собрания”. В соответствии с указом были созданы республиканские и местные организационные комитеты по подготовке и проведению Всебелорусского народного собрания.
Законом от 12 июля 2000 года “О республиканских и местных собраниях” определен порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенция республиканских и местных собраний в Республике Беларусь. Так, республиканское собрание может созываться по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни и проектов соответствующих решений. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в республиканском собрании, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению республиканского собрания устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Участники республиканского собрания избираются трудовыми коллективами, гражданами на собраниях по месту жительства, учебы или службы, высшими органами политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющими все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.
В работе республиканского собрания имеют право участвовать Президент Республики Беларусь, премьер-министр, члены правительства, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатели Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, генеральный прокурор, председатель правления Национального банка, представители республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, объединений и организаций, подчиненных правительству, органов территориального общественного самоуправления, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений. На республиканское собрание могут приглашаться сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, представители белорусских диаспор в других государствах, представители международных организаций в Республике Беларусь.
I ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
На собрании с докладом “Только народ вправе решать свою судьбу” выступил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В обсуждении доклада приняли участие 24 делегата. Выступающие анализировали состояние экономики, вносили предложения по ее совершенствованию, предлагали изменения и дополнения в отдельные статьи и разделы новой редакции Конституции страны. В заключительном слове Президент ответил на многочисленные вопросы и предложения делегатов.
Собрание приняло первую в истории суверенной Беларуси программу социально-экономического развития республики на пятилетку. В документе были определены три приоритета в развитии страны – экспорт, жилье, продовольствие. Экспортный сектор призван был обеспечить экономику необходимой для поддержания и развития валютой. Строительство жилья рассматривалось не только как забота о нуждающихся, но и как мощная отрасль народного хозяйства, которая сама способна была стать одним из основных локомотивов вывода экономики из кризиса. Поддержка сельского хозяйства обеспечивала продовольственную безопасность страны с одной стороны, с другой – экспорт сельскохозяйственной продукции являлся важной статьей валютных поступлений.
Исходя из достигнутого, II Всебелорусское народное собрание приняло программу развития страны на 2001-2005 годы, по существу, белорусскую модель экономического развития. Особое внимание в ней вновь было уделено решению жилищной проблемы, обеспечению продовольственной безопасности, увеличению экспортного потенциала Беларуси. Еще одним новым приоритетом стало здравоохранение. Президент Беларуси поставил задачу создать по стране современные исследовательские центры и укрепить материально-техническую базу медицины.
На собрание было вынесено два основных вопроса: подведение итогов реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 и проект аналогичной программы на новую пятилетку.
В докладе “Государство для народа” Президент Александр Лукашенко подвел итоги развития страны за прошедшие пять лет, изложил перспективы на предстоящую пятилетку и обозначил приоритетные задачи, реализация которых позволит придать новый импульс социально-экономическому развитию республики, значительно повысить жизненный уровень населения страны.
Глава белорусского государства отметил, что страна выполнила важнейшие пункты Программы социально-экономического развития республики на 2001-2005 годы. Все, о чем договаривались на II Всебелорусском народном собрании, было реализовано и воплощено в жизнь. Валовой внутренний продукт за период с 2001 по 2005 вырос больше чем на 43%. Объем промышленного производства потребительских товаров был увеличен в 1,5 раза. За пять лет капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, увеличились почти в 4 раза, промышленность – в 2 раза, транспорт – в 2 раза, жилищное строительство – почти в 1,5 раза. Значительно повысился жизненный уровень населения республики. Изменилась к лучшему структура потребительских расходов. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60% до 45%. Это означает, что люди получили возможность направлять большую часть заработанных денег на строительство жилья, покупку дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых, развлечения и другие нужды. Беларусь оказалась единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила снижения качества здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в этот период в расчете на 1000 жителей в республике был на 30% выше, чем в Украине, и на 20% выше, чем в России. Было подчеркнуто, что Беларусь выработала собственную модель развития, основанную на традициях, взвешенных и продуманных преобразованиях, без обвальной приватизации и шоковой терапии, с сохранением всего лучшего, что республика имела в экономике.
IV ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Делегаты собрания одобрили основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, что закреплено в принятой ими резолюции, а также поддержали предложенную руководством страны главную цель, которая заключается в росте благосостояния и улучшении условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Ключевой задачей пятилетия было определено создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию, формирование нового облика белорусской экономики. При этом решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривается как важнейшая задача, обеспечивающая независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.
V ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
В принятой по итогам собрания резолюции отмечается, что реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы обеспечила в стране сохранение политической стабильности, устойчивости экономики и социальной защиты населения. По индексу человеческого развития Республика Беларусь среди 188 стран мирового сообщества переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е место и вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. За пятилетку повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченных. Существенно улучшилась демография. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с $15,4 тыс. в 2010 году до $17,7 тыс. в 2015 году.
Собрание одобрило основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Делегаты поддержали предложенную руководством страны главную цель, которая заключается в повышении качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Важным вектором внешнеэкономической деятельности было определено восстановление присутствия на традиционных рынках, рост экспорта в Европейский союз, освоение новых рынков. В пятой пятилетке было запланировано заложить фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг. При этом решено сохранить все действующие меры поддержки молодой семьи, включая льготное жилищное строительство. Основной приоритет молодежной политики остался неизменным – воспитание в молодом поколении преданности независимой Беларуси и любви к родной земле.
Во время собрания от делегатов поступило порядка 150 конкретных предложений. Они касались раскрепощения деловой инициативы, кредитов для реального сектора экономики, закрепления молодых кадров, увеличения туристического потока и многого другого. Также при доработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы правительству рекомендовано учесть замечания и предложения, которые высказали Президент и делегаты Всебелорусского народного собрания.