«Подставьте ладошки, вам счастья насыплю…», мастер по росписи матрешек Лариса Кальмаева
Дорожи мгновеньем каждым,
мир прекрасен — посмотри!
И пока живешь на свете,
ты себя ему дари…
Визит к жительнице агрогородка Веремейки Ларисе Кальмаевой (на снимке) и знакомство с ее творчеством на неопределенное время откладывалось. Как только стало возможным, мы воспользовались ее гостеприимством, побеседовав о творениях, жизни, семье, что, собственно, тесно у нее переплетается.
Стоит напомнить читателям районной газеты предыдущих поколений, что Лариса Николаевна является автором стихов, которые публиковались на страницах издания несколько лет назад, а их тонкий философский смысл близок каждому: и любителю поэзии, и простому обывателю. Свое творчество героиня продолжает, ложа на рифму стихотворных строф «мелодию» своей души, переживания, жизненные наблюдения.
Талантливый человек талантлив во всем. Так и Лариса Кальмаева – многогранная и увлеченная личность: она еще приобщилась и к росписи русской матрешки.
В руках мастера
Ее работы как сувениры «разлетелись» по всему миру. В каждой партии по 30-40 штук заготовок, можно представить, сколько комплектов деревянных «семей» увидело свет за те десять лет, что она посвятила любимому делу. А еще для могилевского салона мастерица по просьбе его руководства пару лет назад разработала роспись белорусской матрешки, продолжив дальнейшее сотрудничество с этим коммерческим предприятием как художник. И в Санкт-Петербурге, и в нашем областном центре хозяева магазинов, специализирующихся на национальных атрибутах народного творчества, довольны авторскими достижениями мастера из Веремеек.
— Первая матрешка была изготовлена в 1890 году, и в руках она «держала» черного петуха, — поделилась познаниями истории русского ремесленного искусства Лариса Кальмаева, — что символизирует храбрость, доблесть, благородство. Изображение каждой матрешки имеет свое значение. Вообще, популярный во всем мире сувенир изготавливался как игрушка и назывался Матрёной или Матрёшей. Изображалась чаще всего женщина в национальном костюме, а в комплекте было пять, три, восемь, десять и даже тридцать разъемных фигурок: все зависит от задумки самого автора.
Лариса Николаевна пояснила, что для вытачивания болванок используют качественную древесину без изъянов и темных вкраплений, которые впоследствии замаскировать росписью будет невозможно.
– Получив партию болванок, прежде всего мне нужно их обработать, — делится секретами изготовления русского сувенира мастерица. — Для начала я беру наждачную бумагу с крупным зерном. Затем использую мелкозернистую наждачку. И только после этих манипуляций перехожу к нанесению наброска простым карандашом. Контур «обвожу» выжигателем, после чего приступаю к росписи красками. Завершающий этап – нанесение матового лака.
Надо сказать, роспись фигурок — кропотливый труд, и далеко не каждому под силу. А множество мелких деталей (глазки, орнамент на одежде, принт в горошек) требует точных, отработанных движений.
– Подтолкнула к творческому ремеслу одна из моих дочерей, занимавшаяся ранее росписью матрешек, — делится женщина, — говорит: «Мама, попробуй рисовать, тебе это будет несложно». И я решила освоить это дело. Дочь месяц меня обучала, а потом я начала работать самостоятельно. Так зародилось мое занятие и любовь к нему.
Дети и внуки как продолжение себя самой
Старшая дочь женщины Наталья начала рисовать, когда ей было два года. А сейчас она художник-дизайнер в Санкт-Петербурге. Именно она начала заниматься матрешками, обучив затем некоторым художественным приемам Ларису Николаевну. Вторая дочь Татьяна, экономист по образованию, работает на военном заводе. Всего у женщины четверо внуков, и у всех их есть творческая одаренность — художественное чутье. Старшая внучка работает программистом, а вторая закончила строительный техникум. Все они живут в северной столице Российской Федерации, поддерживая друг друга во всем.
Интересные факты
* Автором первой матрешки был токарь Михаил Звездочкин, а расписал первую деревянную красавицу в образе крестьянской девочки художник Сергей Малютин.
* Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки.
*По росписи можно узнать место «рождения» матрешки.
* На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук. Она была в диаметре 0,5 метра и высотой 1 метр.
*Самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр. Разглядывать ее возможно только под микроскопом.
Познание творчества и своего предназначения
Долгий такой путь к мечте пришлось пройти нашей героине. И вопреки обстоятельствам, сковывавших ранее и ограничивающих ее достижение, принимала как бесценный опыт в познании своего потенциала.
– Всегда мечтала стать художником, — резюмировала героиня, — как мама (она училась в Суриковском училище), хотела поступить в Бобруское художественное училище, но отцовское слово было весомее моего, и я поступила в Витебское кулинарное училище, которое успешно окончила. Меня направили для прохождения практики в заведение, где на первом этаже были кафе и кулинария, а на втором — ресторан и столовая. Как практикантка я получила навыки по всем видам общественного питания, которые в будущем помогали ориентироваться на профессиональном поприще.
А потом замужество, рождение детей. Молодая семья перебирается к сестре в Краснодарский край, где Лариса Николаевна стала работать заведующей столовой.
— Если уж я не стала художником, то это было мое место, — вспоминает трудовые будни общественного питания женщина. — Я, имея среднее специальное образование, кулинарное училище, справлялась с руководящей должностью. Вспомнила все, чему учили, практику в Витебске. Да и сама работа требовала творческого подхода: сервировка блюд, оформление залов и многое другое.
А потом семья в 1990-е годы отправляется в Сургут, где Лариса Кальмаева снова возглавила работу общепита. И опять возвращение в Краснодарский край, работа в сети общественного питания. В 2000 Кальмаевы переехали в Веремейки.
В 1983 году с женщиной произошло событие из разряда «очевидное-невероятное», которое определило ее дальнейший смысл жизни.
— Однажды я наблюдала фантастическую картину, — вспоминает женщина, — на голубом небе я вдруг вижу золотой крест, который увеличивается, увеличивается и достигает огромных размеров, а за ним возник белоснежный город с золочеными куполами. Как в сказке о царе Салтане. Вижу облачко и на нем образ молодого мужчины с русыми волосами. Он смотрит на меня такими добрыми глазами, что я была готова в тот момент за него жизнь отдать. Потом все постепенно начинает исчезать, а золотой крест — уменьшаться, уменьшаться. Он стал совсем маленьким и вдруг «падает» ко мне в руки, которые я сложила от удивления соответствующим образом.
Испуганная небывалым зрелищем женщина, прибежала на работу и поинтересовалась у самой пожилой сотрудницы, что такое она наблюдала. Мудрая работница отметила: «Это сам Господь тебя берет под крыло…».
— Стала мучить мысль: «нужно креститься», — продолжает воспоминание Лариса Николаевна. — Решилась на это, а сама боюсь, а вдруг, кто узнает? Сомнения рассеялись в тот миг, когда пошел дождь. Я ведь понятия не имела, что такое вера в Бога. Моя мачеха прятала икону в шкафу. В те времена осуждалась религиозность во всех ее проявлениях. А потом во сне пришли слова «найди икону», — отмечает женщина. — Думаю, наверное, должна купить икону. Прихожу на работу, рассказываю коллегам. А от одной сотрудницы во время обеда слышу: «Николаевна, что ты переживаешь, вон в моем дворе валяются иконы, выбирай любую». Как во дворе? «Самые красивые разобрали, а похуже остались». Вот так я себе нашла аж четыре иконы, две из них отдала дочерям. И сейчас они берегут эту святыню. Кстати, они тоже крестились уже взрослыми.
После таких чудес Лариса Николаевна почувствовала прилив сил на поэтическом поприще.
— Порой стихи идут сами собой, даже ночью, только успевай записывать, — делится героиня. И темы самые разнообразные. Никогда не думала, что такие события могут произойти со мной и привести меня и моих дочерей к вере. В тяжелые времена они обращались к Богу, и получали помощь.
А ведь то, что покойные просят нас о чем-то, я поняла в 23 года после смерти свекрови, которая меня «беспокоила» по ночам, жалуясь то на плохое место для могилы, то еще на что. Мне пришлось искать батюшку для совершения отпевания покойной, после чего все успокоилось. Так что в обратном меня никто уже не переубедит…