По ком звонят колокола Хатыни? Музейное занятие, посвященное 79-летию со дня Хатынской трагедии прошло в историко-краеведческом музее
История Беларуси полна тяжелых и страшных страниц, но какие бы беды не приходили, они не могли сломить характер и силу духа нашего народа. И сегодня, 22 марта в день 79-летия Хатынской трагедии, учащимся ГУО “Средняя школа № 2 г.Черикова” сотрудники УК “Чериковский историко-краеведческий музей” предложили пройти по тропе истории Великой Отечественной войны, героическому подвигу нашего народа. Состоялось мероприятие под названием “По ком звонят колокола Хатыни” при участии прокурора Чериковского района Александра Моисеева.
Эта тема отзывается болью в сердцах многих людей, так как она оставила после себя осиротевших детей, покалеченные молодые судьбы, сожженные деревни и города, много невинных жертв. Пройдет время, но не стереть из памяти тяжелые годы войны, которая обошлась для белорусского народа очень дорогой ценой.
Как рассказали учащимся сотрудники музея, трагическая история белорусской деревни Хатынь началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию поврежденной линии связи отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке. Надо заметить, что этот офицер, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. Убитый немецкий офицер Ганс Вельке был широко известен в Германии. В довоенное время он был спортсменом. Мировую известность ему принесла Олимпиада 1936-го, которая как раз и проходила в Германии. На ней Ганс установил мировой рекорд в толкании ядра и стал первым в истории немцем, получившим олимпийскую награду в легкой атлетике. Спортсмен сразу же получил личное поздравление Гитлера и был удостоен офицерского чина. Когда началась Великая Отечественная война, на передовую Вельке не попал, а был направлен на более тихую воинскую должность – командиром одной из рот 118-го полицейского батальона.
После инцидента из Логойска был вызван спецбатальон во главе со штурбанфюрером Оскаром Дирлевангером. По оставшимся на мартовском снегу следам партизан фашистские захватчики пришли в окруженную лесом Хатынь. Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню.
До рокового дня 22 марта 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсесовцев и полицаев-украинцев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей, самому младшему было всего 7 недель.
Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.
Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память обо всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» — трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.
Имена простых селян Хатыни, выбитые в бронзе, знают сегодня миллионы людей, перед ними склоняют головы паломники из десятки стран. Есть на этом кладбище деревень и деревни Чериковского района. Деревня Бакуновичи сожжена в ноябре 1942 г. – домов до войны 100, жителей 380 человек. Разрушено и сожжено 95 домов, убито 32 мирных жителя. После войны деревня была восстановлена заново.
Деревня Рогалино сожжена в сентябре 1943 г. – домов до войны 150, жителей 465, разрушено и сожжено 150 домов, убито 26 мирных жителей. После войны деревня была восстановлена заново.
Деревня Сененка сожжена в сентябре 1943 г. – домов до войны 6, жителей 21, разрушено и сожжено 6 домов, убито 14 мирных жителей. После войны деревня прекратила свое существование.
На Чериковщине нет ни одной деревни которую не затронула война. В сентябре 1943 г. гитлеровцы отступая сожгли деревни Баков, Гойков, Соколовка, Городец, Михлин, Припечино, Таржов, Шароевка, Белица, Багдановка, Вымоч, Гривки, Езеры, Яловка, Заозерье, Новый Свет, Звязда, Латыщено, Полипень, Расвет, Селище, Ямки, Ремидовщина, Пиликовщина, некоторые из них так и не восстановились после войны.
Перед учащимися также выступил прокурор Чериковского района Александр Моисеев. Александр Сергеевич рассказал ребятам о том, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ст.127 УК РБ по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.
— По итогам работы Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению злодеяний и учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками по Могилевской области (действовала с сентября 1944 г. и в ней участвовали 8 352 человека) было установлено, что до войны на территории Могилевской области проживало 1 828 932 человек, — сказал Александр Сергеевич. — За годы оккупации было уничтожено мирных граждан и военнопленных – 289 659 человек. Прокуратурой Могилевской области проделан большой объем работы по установлению фактов геноцида на территории области. Установлено, что на территории области на период возбуждения уголовного дела проживали 1605 бывших узников фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывших несовершеннолетних узников иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны, 262 ветерана и 62 инвалида Великой Отечественной войны. На сегодняшний день на территории области находится 116 учтенных мест захоронений времен ВОВ. Установлены 38 ранее неизвестных мест захоронений, мирных жителей и советских военнослужащих убитых в годы ВОВ. Проверяются сведения о сожженных немецкими захватчиками населенных пунктах. Установлено, что частично или полностью сожжено 1689 деревень.
Александр Моисеев отметил, что что работа по уголовному делу представляет определенную сложность, так как, прошло много времени, осталось мало людей, которые могут рассказать о событиях тех лет. Многие в силу состояния своего здоровья тяжело вспоминают события времен войны и не могут давать о них показания. Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Он акцентировал внимание на том, что Победа советского народа в Великой Отечественной войне – это подвиг нашей истории. В нашем государстве уделяется особое внимание сохранению исторической памяти, недопущению реабилитации нацизма, в том числе на законодательном уровне. Особую роль в данном вопросе играет преемственность поколений. Тем более нынешний год объявлен в Беларуси Годом исторической памяти.