Отечественное авиастроение берет новую высоту

Отечественное авиастроение берет новую высоту

Крылья союза

Россия и Беларусь создают совместный самолет. Первый опытный борт должен подняться в воздух в 2026 — 2027 годах. По традиции новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: уже есть «Ладога» и «Байкал». Новый союзный проект «Освей» назвали в честь второго по площади озера в Беларуси. 17 сентября белорусский Парламент ратифицировал соглашение Беларуси и России о серийном производстве самолета «Освей».

  
Вслед за модернизацией Ту-214 планируется развернуть производство нового, независимого от импортных комплектующих и обслуживания самолета МС-21, а также малого самолета «Освей».

Планируем вперед

После введения экономических санкций, затронувших и производство самолетов, казалось, отрасль не взлетит. Приземлить наше авиастроение у западных «доброжелателей» не вышло, хотя технические трудности есть. Преодолевают их Россия и Беларусь вместе, объединяя технологический потенциал.

В августе, как уже сообщал «СОЮЗ», на Минском заводе гражданской авиации № 407 открылся инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техобслуживанию. В новом ангаре отремонтировали российский самолет Ту-214. Лайнер прошел полный цикл техобслуживания с нанесением нового лакокрасочного покрытия, произведенного в Беларуси.

Теперь предприятие развивает сотрудничество с Казанским авиазаводом — филиалом ПАО «Туполев» по производству комплектующих для Ту-214. Модернизация этого самолета — одно из направлений ускоренного перехода на отечественные воздушные суда, независимые от импортных комплектующих, сообщали ранее в российском Минпромторге.

Второе направление — создание новых воздушных судов. В этом случае Минский завод гражданской авиации № 407 наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт с филиалом АО «­АэроКомпозит» на изготовление комплектующих для пассажирского авиалайнера МС-21. К 2030 году планируется выпускать до 70 лайнеров в год.

Но ключевая цель белорусско-российского сотрудничества в авиасфере — организовать совместное производство еще одного нового самолета, уже для местных авиалиний. Идея обсуждается не один год. О создании совместного самолета в апреле этого года договорились в Москве премьер-министры наших стран Роман Головченко и Михаил Мишустин. Позже было заключено соответствующее межправительственное соглашение.

Авиазаводы Беларуси вместе с российскими предприятиями займутся выпуском комплектующих.

«Освей» на горизонте

Первые образцы самолета должны появиться в 2026 — 2027 годах. О новом проекте рассказал на расширенном заседании Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Вячеслав Россолай:

— Начальная стадия проектирования уже идет с участием 558‑го Авиаремонтного завода. Соответственно, все силы конструкторского бюро нашего авиационного предприятия направлены сейчас на вхождение в разработку данного самолета во взаимодействии с российской стороной — с предприятием УЗГА, где на сегодняшний день находятся наши конструкторы, работают над конструкторской документацией и технологическим проектом.

По словам Вячеслава Россолая, с учетом определенного опыта и наличия достаточно серьезной технологической и конструкторской базы было принято серьезное решение идти дальше — стать в перечень стран-авиастроителей. Для Беларуси одна из целей — получение дополнительных компетенций, наработок и возможности самостоятельного конструирования авиационной техники.

Легкий многоцелевой самолет «Освей» будет сочетать высокую производительность и экономичность при перевозке пассажиров и грузов на малые и средние расстояния. Кроме регулярных местных рейсов самолет, по мнению конструкторов, сможет выполнять широкий спектр авиационных задач, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.

Приборы, которые получит машина, позволят не сбиться с пути даже в сложных метеорологических условиях. В качестве силового агрегата планируется установка турбовинтового двигателя ВК-800, бортового оборудования, разработанного АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

— В наших странах активно идет работа по импортозамещению. Регионы воспринимают санкции и сворачивание отдельных зарубежных производств как шанс наладить собственные мощности и создать новые кооперационные связи. Ратификацией соглашения по разработке самолета «Освей» мы даем старт появлению союзной авиастроительной отрасли, — говорит заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Руслан Косыгин.

Он добавляет, что для расширения технологических возможностей производства и увеличения объемов изготовления деталей и сборочных единиц для других производителей авиационной техники на 558‑м Авиационном ремонтном заводе в Барановичах планируется строительство дополнительных производственных площадей.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Величко, авиаэксперт, руководитель портала «Авиация России»:

— «Освей» — самолет такого класса, которого у нас сейчас в разработке в России нет. Он должен прийти на смену известному самолету Ан-2. Единственный завод, который мог бы с нашей стороны заняться этим проектом, — это Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), так как другие конструкторские бюро завязаны на гособоронзаказ.

С белорусской стороны выбран достаточно хороший 558‑й Авиационный ремонтный завод в Барановичах, где начали модернизацию и расширение производства. Беларусь из всех наших постсоветских республик по большому счету осталась одна, где сохранилась авиационная промышленность. В итоге этот проект выглядит достаточно перспективным.

Вероятно, основную часть проектирования на себя возьмет УЗГА. За Беларусью, скорее всего, будет проработка отдельных узлов, а также изготовление комплектующих.

Сейчас наши проекты в авиастроении сдерживает отсутствие двигателя. Разработка двигателя ВК-800 ведется, он необходим как воздух. Как только получим сертификат, малые самолеты запустят в производство.

Что касается модернизации Ту-214, то в этом случае нужно заместить часть бортового оборудования. Но это не проблема. Основная задача — развернуть производство, расширить производственные площадки на Казанском авиазаводе. Когда это будет сделано, возможно, уже в следующем году, начнут наращивать выпуск таких самолетов. Затем может подниматься вопрос и о расширении производства в Беларуси.

Последние новости

Горячие новости

23 апреля выездной личный приём граждан, проведет председатель Чериковского районного Совета депутатов Сергей НЕМКЕВИЧ

17 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Эксперт рассказала, как часто надо делать флюорографию и какие у нее противопоказания

17 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Советы для дома: как покрасить и декорировать яйца на Пасху без специальных красителей

17 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Союзное ОСАГО станет доступно для россиян и белорусов с 23 апреля

17 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Специалисты МАРТ проверили бани и сауны Беларуси. Какие нарушения нашли?

17 апреля 2025
Читать новость
Президент

Лукашенко пригласил Президента Зимбабве посетить с визитом Беларусь

17 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем