Отечественное авиастроение берет новую высоту
Крылья союза
Россия и Беларусь создают совместный самолет. Первый опытный борт должен подняться в воздух в 2026 — 2027 годах. По традиции новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: уже есть «Ладога» и «Байкал». Новый союзный проект «Освей» назвали в честь второго по площади озера в Беларуси. 17 сентября белорусский Парламент ратифицировал соглашение Беларуси и России о серийном производстве самолета «Освей».
Вслед за модернизацией Ту-214 планируется развернуть производство нового, независимого от импортных комплектующих и обслуживания самолета МС-21, а также малого самолета «Освей». |
Планируем вперед
После введения экономических санкций, затронувших и производство самолетов, казалось, отрасль не взлетит. Приземлить наше авиастроение у западных «доброжелателей» не вышло, хотя технические трудности есть. Преодолевают их Россия и Беларусь вместе, объединяя технологический потенциал.
В августе, как уже сообщал «СОЮЗ», на Минском заводе гражданской авиации № 407 открылся инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техобслуживанию. В новом ангаре отремонтировали российский самолет Ту-214. Лайнер прошел полный цикл техобслуживания с нанесением нового лакокрасочного покрытия, произведенного в Беларуси.
Теперь предприятие развивает сотрудничество с Казанским авиазаводом — филиалом ПАО «Туполев» по производству комплектующих для Ту-214. Модернизация этого самолета — одно из направлений ускоренного перехода на отечественные воздушные суда, независимые от импортных комплектующих, сообщали ранее в российском Минпромторге.
Второе направление — создание новых воздушных судов. В этом случае Минский завод гражданской авиации № 407 наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт с филиалом АО «АэроКомпозит» на изготовление комплектующих для пассажирского авиалайнера МС-21. К 2030 году планируется выпускать до 70 лайнеров в год.
Но ключевая цель белорусско-российского сотрудничества в авиасфере — организовать совместное производство еще одного нового самолета, уже для местных авиалиний. Идея обсуждается не один год. О создании совместного самолета в апреле этого года договорились в Москве премьер-министры наших стран Роман Головченко и Михаил Мишустин. Позже было заключено соответствующее межправительственное соглашение.
Авиазаводы Беларуси вместе с российскими предприятиями займутся выпуском комплектующих.
«Освей» на горизонте
Первые образцы самолета должны появиться в 2026 — 2027 годах. О новом проекте рассказал на расширенном заседании Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Вячеслав Россолай:
— Начальная стадия проектирования уже идет с участием 558‑го Авиаремонтного завода. Соответственно, все силы конструкторского бюро нашего авиационного предприятия направлены сейчас на вхождение в разработку данного самолета во взаимодействии с российской стороной — с предприятием УЗГА, где на сегодняшний день находятся наши конструкторы, работают над конструкторской документацией и технологическим проектом.
По словам Вячеслава Россолая, с учетом определенного опыта и наличия достаточно серьезной технологической и конструкторской базы было принято серьезное решение идти дальше — стать в перечень стран-авиастроителей. Для Беларуси одна из целей — получение дополнительных компетенций, наработок и возможности самостоятельного конструирования авиационной техники.
Легкий многоцелевой самолет «Освей» будет сочетать высокую производительность и экономичность при перевозке пассажиров и грузов на малые и средние расстояния. Кроме регулярных местных рейсов самолет, по мнению конструкторов, сможет выполнять широкий спектр авиационных задач, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.
Приборы, которые получит машина, позволят не сбиться с пути даже в сложных метеорологических условиях. В качестве силового агрегата планируется установка турбовинтового двигателя ВК-800, бортового оборудования, разработанного АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».
— В наших странах активно идет работа по импортозамещению. Регионы воспринимают санкции и сворачивание отдельных зарубежных производств как шанс наладить собственные мощности и создать новые кооперационные связи. Ратификацией соглашения по разработке самолета «Освей» мы даем старт появлению союзной авиастроительной отрасли, — говорит заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Руслан Косыгин.
Он добавляет, что для расширения технологических возможностей производства и увеличения объемов изготовления деталей и сборочных единиц для других производителей авиационной техники на 558‑м Авиационном ремонтном заводе в Барановичах планируется строительство дополнительных производственных площадей.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Величко, авиаэксперт, руководитель портала «Авиация России»:
— «Освей» — самолет такого класса, которого у нас сейчас в разработке в России нет. Он должен прийти на смену известному самолету Ан-2. Единственный завод, который мог бы с нашей стороны заняться этим проектом, — это Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), так как другие конструкторские бюро завязаны на гособоронзаказ.
С белорусской стороны выбран достаточно хороший 558‑й Авиационный ремонтный завод в Барановичах, где начали модернизацию и расширение производства. Беларусь из всех наших постсоветских республик по большому счету осталась одна, где сохранилась авиационная промышленность. В итоге этот проект выглядит достаточно перспективным.
Вероятно, основную часть проектирования на себя возьмет УЗГА. За Беларусью, скорее всего, будет проработка отдельных узлов, а также изготовление комплектующих.
Сейчас наши проекты в авиастроении сдерживает отсутствие двигателя. Разработка двигателя ВК-800 ведется, он необходим как воздух. Как только получим сертификат, малые самолеты запустят в производство.
Что касается модернизации Ту-214, то в этом случае нужно заместить часть бортового оборудования. Но это не проблема. Основная задача — развернуть производство, расширить производственные площадки на Казанском авиазаводе. Когда это будет сделано, возможно, уже в следующем году, начнут наращивать выпуск таких самолетов. Затем может подниматься вопрос и о расширении производства в Беларуси.