Необычная судьба Чериковского подпольщика Ивана Денисенко

Жители Черикова вписали славные страницы в историю борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Одним из лидеров сопротивления в годы оккупации был Иван Филиппович Денисенко. Что мы о нем знаем?
Не просто журналист
На здании Чериковского структурного подразделения Мстиславской райпотребкооперации висит мемориальная доска, рассказывающая, что 5 июля 1943 года в этом здании в камере смертников провел свои последние часы журналист Иван Денисенко. Но немногие знают, что эта надпись имеет неточность…
Иван Денисенко родился в 1913 году в деревне Норки Чериковского района в семье крестьян-бедняков. В 1930 году окончил чериковскую семилетку имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ). Свою трудовую деятельность молодой человек связал с журналистикой. Некоторое время работал в районной газете «Соцыялістычная перамога». Его литературный талант оценили и в столице: в 1938 году в республиканской газете «Рабочий» вышла его поэма «Семен Лагода», посвященная мужественному пограничнику. «…Есть истории огромный камень, // Мы на нем напишем имена, // Золотом их тиснем, чтоб веками // Помнила и чтила их страна, — // Всех, кто умер за свою Отчизну, // За ее величье и расцвет, // Всех, кто отдал дорогие жизни, // Чтобы ярче лился счастья свет….». Эти строки стали для автора вещими.

Великую Отечественную войну Иван Денисенко встретил на Чериковщине, добровольно вступил в ряды Красной Армии. Однако воинское формирование, где служил, было разбито, и он вернулся домой. На родине установил связь с таким же, как он, патриотически настроенными окруженцами, которые после разгрома их чаще остались в окрестных деревнях, а также с бывшим учителем Нарковской школы Иваном Морозовым, который начинал организовывать подполье.
Участники подпольного движения вели разведку, совершали диверсии, держали связь с партизанами. Некоторые для того, чтобы добывать ценную информацию, шли работать к немцам. Гитлеровцы постоянно проводили операции по выявлению народных мстителей, жестоко наказывали их и их семьи. Но подпольное движение невозможно было приостановить.
Агентурный разведчик
В апреле 1943 года на Чериковщину по решению подпольного обкома партии вернулся партизанский отряд № 720 во главе с секретарем подпольного райкома партии Георгием Храмовичем. В своих послевоенных воспоминаниях он очень высоко оценивает подвиг Ивана Денисенко. Он пишет, что предложил молодому подпольщику идти работать к немцам секретарем окружной полиции. Парень понимал, какой ненавистью будет пронизано отношение к нему людей, но знал и то, какую пользу может принести партизанам, работая в полиции. Позже Иван Денисенко попросил распространить слух о том, что он является тайным агентом гестапо. Он часто ходил в лес к партизанам и надеялся, что за ним, как за агентом тайной полиции, не будут следить. Люди поверили в то, что он предатель, и нередко ему в спину неслось отвратительное — «Фашист».
Осенью 1942 года в окрестных лесах начинает действовать диверсионная группа (позже — отряд № 47) во главе с Михаилом Перепечкиным. Иван Денисенко также был с ними на связи. Бывший комиссар этого партизанского отряда С. И. Сазонов в своих отчетах писал, что Денисенко помогал отряду информацией о состоянии немецких карательных частей и всегда сообщал о засылке провокаторов и агентуры.
Иван Денисенко действовал под прозвищем Ион. С весны 1943 года он наладил связь с уполномоченными обкома партии и комсомола, а также с Партизанским полком «13». Через связных общался с отрядом «Победа». Георгий Храмович отмечал, что благодаря разведывательной деятельности подпольщиков и в частности Ивана Денисенко райком знал о противнике почти все.

«Он молчал»
По доносу провокатора в начале июня 1943 года гитлеровцы бросили в тюрьму девять членов подпольной антифашистской организации вместе с их руководителем Иваном Денисенко.
Из воспоминаний чериковской подпольщицы Валентины Дударевой:

— Меня арестовали на следующий день после того, как схватили Ивана Денисенко и нескольких его товарищей. Гитлеровцы организовали мне очную ставку с Иваном. Он был в изнаночном, сильно замученный. У него спросили: «Это Валя Дударева?» Он молчал. Потом спросили меня, знаю ли я его. Я тоже молчала. У них ничего не получилось от нас узнать. Меня били плетью, сапогами, таскали за волосы, пока я не потеряла сознание…
Валентине Дударевой сначала вынесли смертный приговор, но потом отправили в концлагерь. Подпольщица чудом выжила.
Партизаны планировали освободить Ивана Денисенко, но их силы были очень скромными, чтобы штурмовать город. Двух советских патриотов Ивана Денисенко и Владимира Гуленко расстреляли 5 июля неподалеку от Черикова за мостом через реку Удожку. Ивану Денисенко на тот момент было всего 30. к сожалению, место захоронения героев неизвестно. Их тела после казни вывезли в направлении Кричева…
Пример для школьников
Много деталей из жизни Ивана Денисенко установил Чериковский историк Василий Максименко во время работы над книгой, посвященной геноциду в годы Великой Отечественной войны на территории района. Он считает, что именем этого мужественного человека следовало бы назвать местную школу.
— До войны в Черикове было две семилетки, в одной из которых, названной в честь КИМ, учился Иван Денисенко, — говорит он. — Сегодня в городе тоже две школы. Одна из них — № 1-носит имя Героя Советского Союза Евгения Николаенко. Было бы справедливо в год 80-летия Великой Победы присвоить имя Чериковского подпольщика средней школе № 2, которая была построена в 1986 году, но может считаться преемницей той семилетки, где учился герой.
С этим предложением согласен и член Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента, председатель областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру», военный писатель Николай Борисенко.
— Сегодня очень важно восстанавливать имена именно своих, местных героев, — говорит он. — Они будут светить ярко как маяки. Их жизнь — самый истинный пример для молодежи. Важно, что Иван Денисенко для Черикова не приезжий, а полностью свой. Именно здесь он рос и воспитывался. В Черикове у него были хорошие учителя, которые научили его любить Родину. И когда пришло грозное время, он не предал, не пощадил жизни в борьбе с врагом. Его путь — свидетельство того, что подвиг, пожертвование, Отечество — не пустые слова. Школа — как раз то учреждение, где это имя будет действительно воспитывать.
Нелли ЗИГУЛЯ
Фото из архива Василия Максименко
Только факты:
В 1964 году по представлению Кричевского райкома партии Иван Денисенко был посмертно награжден медалью «За отвагу». В 1967 году Чериковский райком КПБ признал Ивана Денисенко патриотом-подпольщиком, а 8 мая 1968 года на здании бывшей тюрьмы, где герой провел свои последние дни, была установлена мемориальная доска. Мемориальная доска с именем Ивана Денисенко была инициирована секретарем подпольного райкома партии Георгием Храмовичем. Вместе с Московской подпольщицей Клавдией Милорадовой, которая в 1943 году была заброшена на территорию Чериковщины и многое сделала здесь для организации подпольного комсомольского движения, он установил доску на здании бывшей тюрьмы. В 1985 году здание снесли, а мемориальную доску перевесили на здание, где во время оккупации находилась гестапо. В результате информация, что именно здесь провел свои последние дни мужественный подпольщик, не соответствует действительности.
По материалам издательского дома «Звязда»