Нелепая ложь, угон и самоподжог. На что готовы пойти нелегальные перевозчики, чтобы не отвечать по закону?

Нелепая ложь, угон и самоподжог. На что готовы пойти нелегальные перевозчики, чтобы не отвечать по закону?

В конце января Президент подписал Указ №32 “Об автомобильных перевозках пассажиров”. Документ предполагает создание специального реестра работающих в нерегулярном сообщении. Рассказываем, чем он будет полезен пассажирам, диспетчерам и владельцам крупных автопарков, а также на что готовы пойти нелегальные маршрутчики и таксисты, лишь бы не отвечать по закону за свои поступки.

Реестр меняет правила

В 2017 году лицензирование перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении было упразднено. Лицензии отменили в надежде, что рынок сможет сам себя отрегулировать. К сожалению, этого не произошло. Часть перевозчиков стала экономить деньги на безопасности пассажиров, а то и вовсе ушла в незаконное предпринимательство. Позже в Беларуси появились диспетчерские службы, зарегистрированные за границей, которые начали устанавливать свои правила на рынке.

– В результате самыми важными вопросами, которые рассматривались на недавнем совещании у главы государства, стали безопасность и легальность перевозок пассажиров. Права и законные интересы граждан также не остались в стороне. 20 января 2024 года главой государства подписан указ. В соответствии с нормами указа диспетчеры обязаны зарегистрироваться в нашей стране. Здесь же должно находиться и их оборудование, а также программное обеспечение, которое используется для передачи заказов, – уточнил первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

Он также отметил, что сейчас идет активная работа по созданию реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В реестре планируется разместить сведения о перевозчиках, их транспортных средствах, водителях, диспетчерах такси и автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении. Из реестра пассажир сможет узнать, например, соответствует ли транспортное средство и водитель требованиям законодательства. Эти же данные помогут диспетчерам определиться, кому следует передавать заказы, а кому нет.

Владельцам автопарков реестр подскажет, когда их транспортные средства или водители перестанут соответствовать требованиям законодательства. Например, обратит внимание перевозчика на необходимость соблюдения срока прохождения техосмотра.

– Таким образом реестр в автоматическом режиме сбалансирует соблюдение интересов всех участников перевозок пассажиров. Перевозчики и диспетчеры уже видят, что правила игры изменились, и перестраивают свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства – утверждает Юрий Костюк.

Когда прижат к обочине

То, что правила игры меняются, увы, поняли еще не все перевозчики. Это стало ясно во время рейда, в котором мы побывали с транспортной инспекцией.

Раннее утро. Боровляны. Один из автомобилей транспортной инспекции паркуется во дворах недалеко от клинического городка, второй – всего в паре сотен метров от места посадки пассажиров. Тут главное – не спугнуть маршрутчиков, подозреваемых в работе по серым схемам. Команду инспекторов координирует коллега в штатском.

Когда темный “Фольксваген-Крафт” собрал пассажиров и направился в Вилейку, микроавтобус останавливать не стали. Но едва он, миновав Острошицкий Городок, взял на борт еще одного человека, машина инспекторов обогнала маршрутку и прижала ее к обочине.

– Добрый день! Транспортная инспекция. Предъявите документы, – обращается к водителю один из инспекторов.

Совсем скоро двое пассажиров уже дают показания. Оставшиеся в микроавтобусе волнуются. Больше всех, конечно, переживает водитель: нервно курит и звонит перевозчику.

В это время миловидная женщина, назвавшаяся старшей группы пассажиров, рассказывает о поездках из Вилейки в Боровляны и обратно на остановленной нами маршрутке заместителю начальника филиала – начальнику управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Министерства транспорта и коммуникаций Александру Коваленко.
– Перевозчик с каждым пассажиром заключил в начале года договор, – уверяет она. – Люди перед каждой поездкой все деньги сдают мне, старшей группы. Я по прибытии на место передаю всю сумму перевозчику – не водителю. Мы же на руки получаем билеты, половину стоимости которых работодатель из Боровлян оплачивает потом. Мне самой билет не нужен. Я работаю санитаркой в организации, которая не возмещает стоимости проезда.

У Александра Коваленко возникает логичный вопрос:

– Почему больница, которая, по вашим словам, покрывает часть затрат за проезд основной части пассажиров этой маршрутки, не заключила договор напрямую с перевозчиком?

Старшая группы в ответ лишь пожимает плечами. Не может этого объяснить и сам перевозчик, который к тому времени пулей примчался к нам на другом микроавтобусе. Узнав, что рейс задержан, маршрутка будет изъята, а пассажиров в Вилейку доставит другой бус, этот мужчина невысокого роста очевидно возмущен. Он решительно опускается на переднее сиденье проверяемого авто и через головы подошедших к нему инспекторов бросает водителю ключи:

– Езжай домой, я разберусь!

В сторону инспекторов тут же звучит ультиматум:

– Люди из салона не выйдут. Всех везу в КГБ и прокуратуру!

Кажется, еще минута – и маршрутка вместе с пассажирами будет угнана хозяином.

– То, что вы собираетесь сделать, можно расценить как неповиновение законному требованию должностного лица при исполнении им служебных обязанностей, – спокойно констатирует инспектор.

Другой инспектор начинает зачитывать владельцу маршрутки его права, и это действует, как ушат холодной воды. Перевозчик выходит из микроавтобуса на дорогу, но продолжает возмущаться:

– Готов голову на рельсы положить – меня “заказали” конкуренты! За 18 лет работы не было ни одного нарушения! – кричит в сердцах мужчина и требует ознакомиться с протоколом.

Александр Коваленко уточняет, что сделать это перевозчик сможет после окончания подготовки всех материалов дела. А пока автомобиль задерживается до решения суда.

– Причина задержания – осуществление регулярных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, – констатирует инспектор и объясняет: – По правилам заказчик перевозки пассажиров в автобусе категории М-2 может быть только один. Именно он рассчитывается с перевозчиком, который должен был предоставить нам такой договор, заказ-наряд и список пассажиров. У перевозчика, автомобиль которого мы задержали, по его же словам, оформлен договор с каждым пассажиром отдельно. К тому же водитель подобрал по дороге пассажира, взял оплату за проезд, выдал билет. Налицо подмена понятий “регулярная” и “нерегулярная” перевозка.

Под прикрытием нерегулярных перевозок некоторые работают и на международных рейсах. Например, недавно был доставлен на стоянку до решения суда туристический автобус, курсирующий по маршруту Минск – Санкт-Петербург. Документы, которые предоставили инспекторам, – заказ-наряд, список пассажиров, говорили о нерегулярных перевозках, но…

– У перевозчика был сайт с указанием маршрута и стоимости проезда. Люди заказывали билеты онлайн, получали СМС с указанием места посадки и номера автобуса. Когда мы его остановили, оказалось, что деньги пассажиры уплатили, а билеты не получили. Их обещали выдать потом. Мы задали пассажирам вопрос: “Почему вы не потребовали билет?” В ответ – тишина.

Есть дополнительные предложения

Вопрос организации перевозок пассажиров в поле внимания и у Комитета государственного контроля. При этом в ведомстве делают особый акцент на так называемых “нерегулярщиках”.

– Заявляя свой вид деятельности как нерегулярные перевозки, например, оказание услуг туристическим группам или участие в свадебном кортеже, частники выполняли систематические рейсы между городами по расписанию. При этом они забирали пассажиров у государственных перевозчиков, следуя перед ними по аналогичному маршруту, – отмечает заместитель начальника главного управления – начальник управления контроля транспортного комплекса и связи Комитета госконтроля Олег Кунделев.
Многие “нерегулярщики” при этом не обеспечивали безопасность движения, не соблюдали скоростной режим и скрывали реальную выручку. Потери государственных организаций транспорта из-за недобросовестной конкуренции со стороны нелегалов значительны – это сокращение рейсов и недополучение дохода.

– К числу перевозчиков в нерегулярном сообщении относятся и таксисты, – обращает внимание Олег Николаевич. – Выявлены многочисленные факты, когда по нескольку месяцев компании такси, используя зарубежные сервисы, не обеспечивали учет заказов, скрывали выручку и не уплачивали налоги. В отдельных случаях собственниками таких компаний такси выступали иностранцы.

При этом водители, не оформляя должным образом трудовые отношения с такими организациями, не только получали зарплату в конверте, но и теряли социальные гарантии – отпуск, пенсионный стаж, оплату больничных. Только за 2023 год финансовой милицией выявлено не менее 2 тыс. таких сотрудников.

КГК также участвовал в разработке Указа “Об автомобильных перевозках пассажиров”, и в ведомстве уверены: с созданием государственного реестра все “нерегулярщики” окажутся на виду, их деятельность станет максимально прозрачной. Понимая это, десятки бывших представителей “теневого” сегмента рынка пассажирских перевозок получили разрешения, заключили договоры с исполкомами и работают уже легально. В том числе и поэтому в 2023 году дополнительно введено свыше тысячи маршрутов для частных перевозчиков.

В январе 2024 года КГК направил в правительство дополнительные предложения по разработке актуальных схем пассажиропотока с установлением оптимальной численности перевозчиков и интенсивности их движения. В их основе – потребности людей, особенно проживающих в сельской местности. Среди предложений ведомства – создание единой государственной платформы продажи билетов на пассажирские перевозки в интернете, а также усиление контроля за соблюдением законодательства при перевозках пассажиров.

– С принятием указа внимание Комитета госконтроля к организации перевозок не ослабнет, – подчеркнул Олег Кунделев.

Вам ехать или билеты?

За прошлый год до суда только в Минске и Минской области было изъято 78 транспортных средств. Чтобы навести порядок в сфере перевозок, инспекторы постоянно отслеживают владельцев маршруток, которые уже нарушали законодательство и на них жаловались люди, мониторят сайты, где пассажиры заказывают билеты.

– У нас есть доступ ко всем видеокамерам наблюдения – на улицах, на остановках. Мы видим, по какому маршруту курсируют авто и с какой скоростью. Проводим серьезную аналитическую работу перед тем, как остановить какого-либо перевозчика на дороге, – рассказывает Александр Коваленко.

Реакция на инспекторов у водителей разная. Например, как-то был курьезный случай.

– Остановили маршрутку, у пассажиров не оказалось билетов. “Не знаю, что за люди в салоне. Наверное, зашли сюда, когда я сидел в телефоне!” – уверял нас водитель, – вспоминает с улыбкой Александр Коваленко.

Но бывают ситуации, когда не до смеха. Однажды девушка-водитель, не желая разговаривать с инспекторами, закрылась в такси и угрожала себя поджечь. Пришлось запрашивать поддержку МВД и спасать нарушительницу от себя самой.

По данным операторов, за 2023-й число автобусов на регулярных перевозках увеличилось на 26%. Если на начало прошлого года их было 4274, то в конце – уже 5399.

За последние пять лет Департаментом финансовых расследований в сфере перевозок пассажиров возбуждено свыше 75 уголовных дел, выявлена неуплата налогов на сумму более Br25 млн.

Последние новости

Новости области

Участились случаи расчетов гражданами за различные товары так называемыми «дублями»

27 сентября 2024
Читать новость
Горячие новости

“Белпочта” бесплатно доставит открытки в День пожилых людей

27 сентября 2024
Читать новость
Президент

Лукашенко о приоритетах будущей пятилетки: достойные условия труда, зарплата, соцподдержка

27 сентября 2024
Читать новость
Общество

Как побороть тягу к сладкому: советы врача

27 сентября 2024
Читать новость
Горячие новости

Рост трудовых пенсий и новые условия для ремесленников. Что изменяется в Беларуси с 1 октября

27 сентября 2024
Читать новость
Спорт

Белорусский штангист Сакович стал чемпионом мира среди молодежи

27 сентября 2024
Читать новость

Рекомендуем