Нейропсихолог объяснила, в каком возрасте у ребенка можно заметить признаки умственной отсталости

В каком возрасте у ребенка начинает проявляться умственная отсталость? За экспертным мнением обратились к нейропсихологу Наре Совковой.
По словам эксперта, умственной отсталостью называют стойкое нарушение интеллектуального развития, которое проявляется снижением познавательных способностей, трудностями в адаптации и обучении.
— Но в целом такая формулировка диагноза устарела, — подчеркнула Нара Совкова. — Это не болезнь, а состояние. Я придерживаюсь мнения, что вместо «умственной отсталости» следует использовать «задержку психического развития». У такого ребенка недоразвиты некоторые отделы мозга и нервной системы, влияющие на мышление, память, речь и поведение, из-за чего он не может усваивать информацию извне так, как это делают сверстники. В устаревшей системе диагностики официально считается, что и умственная отсталость, и задержка психического развития складываются из низкого уровня интеллекта, неспособности учиться и недостатка навыков для самостоятельности в быту и социализации. Но, во-первых, современные медицинские исследования это опровергают — не случайно данный термин не используют передовые врачи (не только реабилитологи) во всем мире. А во-вторых, формулировкой «умственная отсталость» мы гасим в ребенке потенциал догнать сверстников, а «задержка психического развития» дает родителям надежду на то, что с этим нарушением можно и нужно работать.
Специалист добавила, что в своей работе взаимодействует со всей семьей:
— Мне важно поддерживать родителей и других близких ребенка на этапе изменений и реабилитации, заряжать мотивацией и настраивать на успех.
Пока еще считается, что достоверно диагностировать умственную отсталость (олигофрению, слабоумие) можно начиная с 7 лет, отметила Нара Совкова:— Однако в современной медицине и реабилитологии принято смотреть на развитие ребенка в целом. Задержка развития складывается из отставания в моторном развитии (задержка появления хватательного рефлекса, поздно начал держать голову, сел, встал, пошел, снижен тонус мышц), проявлении эмоций (равнодушен к окружающему миру, нет реакции на обращение к нему), контроле поведения (чрезмерная импульсивность, раздражительность или, наоборот, вялость и медлительность), речи (отсутствие или большая задержка, нет связной фразовой речи), навыков (невозможность выполнения простых инструкций), игровой деятельности (отсутствие сюжетной игры, использование игрушек не по назначению, нет интереса к играм). В постановке диагноза большое значение уделяется причинам, которые повлекли недоразвитие мозга: наследственность, вредные факторы и инфекции во время внутриутробного развития, недоношенность, травмы во время родов и раннем возрасте, непогашенные рефлексы нервной системы.
По мнению специалиста, не стоит ждать подтверждения диагноза:
— Даже при подозрении на задержку развития следует начинать действовать, так как чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг, а значит, меры коррекции будут эффективнее. Как правило, в процессе диагностики задействованы врачи педиатр, логопед, психолог, дефектолог, невролог и психотерапевт. Методы коррекции определяются индивидуально, исходя из конкретной ситуации и степени тяжести нарушения.