Нейропсихолог объяснила, из-за чего возникает задержка речи у ребенка и как вовремя ее распознать
Каковы причины задержки речевого развития и что поможет обнаружить ее как можно раньше? На вопросы ответила нейропсихолог Нара Совкова.
Эксперт акцентировала, что речевой навык у ребенка формируется задолго до того, как он скажет свои первые слова и даже до его появления на свет:
— К задержке речи могут привести осложнения во время беременности. Например, гипоксия плода, внутриутробные травмы, которые привели к травмам головного мозга и серьезным воспалительным процессам. Поэтому при первом визите к неврологу маме следует досконально рассказать врачу о том, как протекали беременность и роды.
Нара Совкова рассказала, на что обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить проблемы с речевым развитием:
— После рождения ребенка по мере его роста и развития внимательно наблюдайте, как он реагирует на внешние шумы, голос мамы, собственное имя, как он добивается внимания к себе и устанавливает ли зрительный контакт. Есть нормы развития, где подробно расписано, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать. Отставание в появлении этих навыков — повод для обращения к специалисту. На данном этапе могут быть замечены и диагностированы некоторые генетические заболевания, глухонемота, физические нарушения артикуляционного аппарата, патология уздечки, которые будут препятствовать речи.
Эксперт объяснила, что в первые месяцы жизни важно постепенно формировать у ребенка понимание речи и внешних звуков:— Помогайте малышу накопить свою «библиотеку» звуков. Разговаривайте с ним, пойте песенки, включайте музыку и мелодии музыкальных инструментов, имитируйте разные звуки.
В случае если по возрасту ребенку уже пора говорить, но этого не происходит, не стоит надеяться, что проблема решится сама собой: можно упустить время для своевременной коррекции. По словам Нары Совковой, одной из частых причин задержки речи является нарушение кровоснабжения. Понять, есть ли у ребенка такая проблема, помогут следующие действия.
ШАГ 1. Осмотрите ребенка и обратите внимание, есть ли выраженная сосудистая сетка в районе шейного отдела на спине или верхней части груди, со стороны правой и левой челюсти, правого и левого виска. Хорошо просматриваемый сосудистый рисунок на коже говорит о недостаточном кровоснабжении этих участков.
— Кровоснабжение участвует во всех важных для жизни и развития процессах, а его нарушение тормозит многие функции, в том числе речь, — пояснила Нара Совкова.
ШАГ 2. Отправляйтесь к педиатру и при сборе анамнеза обратите внимание на эту особенность, попросите направление к неврологу. Именно невролог, а не логопед должен установить причину задержки речи.
ШАГ 3. Добивайтесь от невролога назначения УЗИ сосудов шеи и головного мозга, а также направления на обследование глазного дна. Эти исследования покажут, есть или нет нарушение кровоснабжения в сосудах, различные деформации, зажимы, присутствуют ли физиологические различия в состоянии сосудов слева и справа, в порядке ли внутричерепное давление.
— На основании полученных результатов врач при необходимостиназначит медикаментозную терапию, призванную наладить кровообращение и улучшить питание клеток мозга. Велика вероятность, что это ускорит запуск речи, — подчеркнула нейропсихолог.
Нара Совкова рассказала, что еще одна причина задержки речи — нейровоспаление:
— Его провоцируют частые инфекции в области головы: отиты, бронхиты, аденоидиты, ангины, бронхиальная астма и прочие. Токсические отходы бактерий и вирусов проникают через гематоэнцефалический барьер в головной мозг, внося разлад в его работу. Клетки мозга защищаются, начинают атаковать враждебных агентов и друг друга, разрушаться, нарушаются нейронные связи. Даже если инфекция выражена неявно, следует наблюдать за температурой, обратить внимание, не увеличены ли лимфоузлы.
Диагностировать нейровоспаление можно с помощью четырех лабораторных анализов: реактивный белок S-100; нейронспецифическая енолаза (NSE); фактор некроза опухоли (ФНО); антистрептолизин-О. Эти маркеры помогут врачам быстрее понять природу нарушения и направить силы на устранение его причины.
Речь может тормозиться и при общей недозрелости нервной системы, продолжила Нара Совкова:
— Умение говорить, как и мышление, внимание, память, — это высшие психические функции. Отставание их развития говорит об общем сбое в работе центральной нервной системы, а именно ее базовых функций. Это крупная моторика (движение конечностей), проприоцепция (умение управлять телом в пространстве), вестибулярная и тактильная системы. Без правильного функционирования физических качеств, умения управлять своим телом, владеть координацией, равновесием, органами чувств могут не работать эмоции, страдают коммуникация и бытовые навыки, не запускается речь. Такое случается у детей с особенностями развития.
Специалист подчеркнула, что такие дети нуждаются в специальных занятиях, которые стимулируют рождение новых нейронных связей, усиливают метаболизм и работу иммунной системы, положительно влияют на работу головного мозга, его глубинных структур:
— Все это приводит к улучшению когнитивных функций, включая речь.