Наталья Маленок: «Еще в детстве я знала, кем стану»

— Я буду Анной Самойловной, — заявила однажды маленькая Наташа своим родителям. Которые, скорее всего, тогда и не придали особого значения словам дочери. Ведь она на то время еще даже в школу не пошла, но уже хотела стать похожей на учительницу из их деревенской школы — Анну Самойловну Еременко, которая всегда была на виду, вела активную общественную жизнь, была очень доброжелательным и душевным человеком. Однако, как показало время, слова маленькой девочки были не просто словами, а целью, к которой изо всех сил стремилась юная Наталья…

Сегодня Наталья Александровна Маленок — ветеран педагогического труда, 36 лет проработавшая в сфере начального образования, большую часть из них посвятила любимой Лобановской школе.

Родилась и выросла будущий учитель начальных классов на Гомельщине, в д. Новая Борщевка, что в Лоевском районе. Здесь пошла в первый класс, к той самой Анне Самойловне, на которую так хотела быть похожей. И уже во время учебы в школе она полностью укрепилась в понимании того, кем она будет, какую профессию выберет. Ведь больше всего Наталье нравились задания и поручения, связанные с обучением младших школьников. Начиная с 6 класса, будучи пионервожатой, она два раза в неделю обязательно посещала октябрятские группы, занималась со второклассниками. Этих встреч, по ее словам, она ждала всегда с большим нетерпением, обязательно готовилась к ним. Когда училась в старших классах, дома были школьниками младшие брат и сестра, которым с удовольствием помогала с домашним заданием, контролировала процесс его выполнения.

В общем, вопрос «Кем быть?» не стоял. Но был другой: куда пойти? И, пожалуй, еще один. Вопрос, который задавала собственная совесть: поступить в институт и еще четыре года обременять родителей заботой о себе? Видя, как много мать и отец трудятся в совхозе, растут еще младшие дети, Наталья Александровна мучилась от подобных мыслей. Но отец, узнав о сомнениях дочери, сказал: «На то мы и родители, чтобы помочь тебе стать на ноги».

— А еще он мне тогда сказал, — делится воспоминаниями Наталья Александровна, — поплавок (так он называл значок о получении высшего образования, который вручали в то время выпускникам вузов), который ты получишь, никогда не даст тебе утонуть.

Больше вопрос о получении старшей дочерью высшего образования на семейном совете не поднимался. Наталья Александровна не просто хотела, а мечтала быть только учителем начальных классов, поэтому Гомельский институт не подходил, так как там не было нужного отделения. Был еще только открывшийся Мозырский институт, но транспортное сообщение было не очень удобным. А от Речицы до Могилева можно было добраться очень просто: одним автобусом, без пересадок. К тому же в Могилевском педагогическом институте имени А. Кулешова было нужное отделение, где обучали учителей начальных классов. Выбор был сделан. Вступительные экзамены сданы, и в августе получено долгожданное извещение о зачислении на первый курс. Впереди ждали 4 увлекательнейших года из студенческой жизни, которые пролетели, не успев начаться.

— На 4 курсе я вышла замуж, — продолжала рассказ о себе Наталья Александровна. — Муж историк. Оканчивали учебу мы в один год. И распределение нас ждало, как семейную пару, в один район. Мы выбрали Чериковский. А чего было думать? Мы пока учились, не раз сюда на картошку приезжали. Многие места в округе знали. В 1980 году мы обосновались на Чериковщине, в Лобановке. Сюда в школу как раз требовались историк и учитель начальных классов.

Начинали работать молодые специалисты еще в старой Лобановской школе, которая стала им на 2 с половиной года не только местом работы, но и домом родным. В одном из деревянных корпусов, напротив кабинета биологии им выделили комнату для проживания. Было сложно, что и говорить. А когда через два года у молодой четы педагогов Маленок появился первенец, они и вовсе решили после отработки уехать в родные места мужа, который тоже был родом с Гомельщины. Однако вскоре руководство совхоза «Лобановка» выделило молодой семье собственный дом, и планы уехать остались всего лишь планами.

— К слову, связь с совхозом у школы была очень тесная, — вспоминает Наталья Александровна. — Мы, учителя, постоянно участвовали в заготовке сенажа, работали на зернотоке, осенью вместе с учениками убирали свеклу и картошку. Принимали непосредственное участие в ежегодных смотрах санитарных дружин, по результатам которых сандружина совхоза «Лобановка» постоянно занимала призовые места.

Но это всё было лишь дополнением к основной деятельности героини нашей статьи — педагогике, в которой она души не чаяла, так же как и в своих учениках, которым всегда старалась преподнести учебный материал доступно и интересно. Большую роль, по словам Натальи Александровны, в ее становлении и развитии как педагога сыграли коллеги — Анна Николаевна Белая и Тамара Ивановна Вигуро. Они всегда «горели» на работе и своими новыми искрометными идеями «зажигали» весь коллектив. Так, с подачи Анны Николаевны в школе начали осваивать методику уроков-блоков. Незаменимую помощь Наталье Александровне не только как учителю, но и руководителю районного методического объединения учителей начальных классов малокомплектных школ оказывала методист отдела образования Светлана Лазаревна Грязева, курировавшая данное направление. Вместе они перенимали и внедряли передовой опыт преподавания в малокомплектных школах. В частности, обосновывали необходимость обучения детей в таких школах в полторы смены. Многое в классах и в школе учителя, в их числе и Наталья Александровна, делали собственными руками — особенно это касается всех наглядных пособий, стендов.

Отдавая максимум сил и времени своим ученикам, не оставалась в стороне наша героиня и от общественной жизни, принимала активное участие в художественной самодеятельности.

С особой ностальгией рассказывала о творческом номере «Вечерки», с которым в 1987 году она и ее коллеги: Нина Викторовна Филимонова, Евгения Васильевна Селенкова, Галина Николаевна Минина, Татьяна Васильевна Лелина, Дмитрий Васильевич Мишура, Анна Николаевна Белая и Виктор Петрович Хомченко — пройдя районный отбор, выступали в области.

— Еще одна яркая страница в нашей жизни, — говорит Наталья Александровна. — это новая школа. Как же мы ее ждали, как радовались. Словами не передать. С каким удовольствием ходили ее мыть, убирать, готовить к открытию.

Однако поработать в ней учителю начальных классов Маленок пришлось лишь год. По семейным обстоятельствам она с семьей была вынуждена переехать в Могилев, где в одной из городских школ продолжила заниматься преподавательской деятельностью, но уже не в качестве учителя начальных классов, а в роли воспитателя группы продленного дня, которым проработала 16 лет. И это время она вспоминает с благодарностью, когда смогла реализовать себя именно в качестве воспитателя, чего не получалось сделать в полной мере, когда была педагогом. Ведь на уроке во главе угла стоит учебный процесс, а на новом месте работы был огромнейший простор для воспитательной деятельности, во многом творческой. Накопленный опыт был хорошим подспорьем, для того чтобы возглавить городское методическое объединение воспитателей групп продленного дня, участвовать в городских и областных педагогических семинарах.

— В 55 лет я вышла на пенсию, но продолжила работать воспитателем. Через год на пенсию вышел супруг и сказал, что уезжает жить в деревню. Дом то мы не бросили, приезжали регулярно. Это был наш дачный уголок. А перед началом 2015-2016 учебного года мне позвонила моя коллега из Лобановской школы Елена Павловна Никитина и предложила выйти на подмену декретного отпуска, взять первоклашек. Я согласилась.

Еще год Наталья Александровна посвятила себя преподавательскому делу, а затем ушла на заслуженный отдых. Сейчас она с мужем и своей мамой живут в Лобановке. Среди забот — дом и огород. А как только начинается грибной сезон, она днями «пропадает» в лесу. Признается, уж очень по душе тихая охота…

Беседуя с Натальей Александровной о ее жизни, работе, рассматривая фотографии, на которых были изображены ее коллеги, ученики, места, события, связанные со школой, невозможно было не заметить, как волнуется она, с каким трепетом и восторгом рассказывает обо всем и обо всех. Складывалось ощущение, что тот огонь, стремление и желание посвятить себя учительскому труду, загоревшийся некогда в маленькой девочке, не угас до сих пор, что, несмотря на возраст, она вновь готова уйти с головой в дело, в педагогику.

— Да, я ни капельки ни о чем в своей жизни не жалею, — подтвердила мои предположения педагог-ветеран. — Особенно о выборе профессии. Годы, посвященные моим ученикам, были замечательными.  Некоторые из них тоже вы-брали стезю учителя начальных классов и сейчас работают в средней школе № 2 г. Черикова. В преддверии своего юбилея, пользуясь случаем, я хочу пожелать не только себе, но и всем моим коллегам и ученикам, всем родным и близким, знакомым и друзьям здоровья, мира и всех благ.

Надежда Казанкова

Последние новости

Общество

Овнам полезно побольше общаться, а Львам стоит посмотреть на проблемы с другого ракурса — гороскоп на 20 ноября

20 ноября 2024
Читать новость
Президент

Лукашенко: ВНС никому не должно мешать работать, не должно довлеть над другими органами власти

19 ноября 2024
Читать новость
Общество

Решение Чериковского районного Совета депутатов двадцать девятого созыва от 5 ноября 2024 г. № 8-5

19 ноября 2024
Читать новость
Новости региона

Стрельцам стоит серьезно подойти к самоорганизации, а у Рыб сегодня будет спокойный день — гороскоп на 19 ноября

19 ноября 2024
Читать новость
Актуально

Яркие моменты областного фестиваля-ярмарки “Дажынкі—2024” — фоторепортаж

18 ноября 2024
Читать новость
Горячие новости

Уборку сахарной свеклы и кукурузы на зерно завершили в Беларуси

18 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем