Народный календарь и традиции. 3 — 9 марта

Первый день Великого поста у нас называли «чыстым панядзелкам», оттого что в каждом доме все очень тщательно мылось, скреблось и чистилось, особенно это касалось всей домашней утвари. Горшки, «патэльнi» обваривались кипятком, а иногда даже прокаливались на огне, для того чтобы на них не осталось и следа от скоромной пищи.
В народном календаре все очень разумно, ведь Масленица своей молочной «диетой», которая приходит на смену мясоеду, как раз и дает в пище тот самый плавный переход, смягчает, не вводя организм в стресс. Раньше пост по своему времени был значительно короче за счет той же Масленицы, которая длилась где‑то около месяца.
И если при ограничении в еде на стол просто не пускаются определенные продукты, то с делами, поступками и мыслями справиться гораздо труднее, тут нужна особая дисциплина, и к ней в прежние времена приучали с детства. Пост всегда, помимо ограничений в еде, несет в себе очень важное воспитательное начало.
3 марта шел преподобный Кузьма, который, как считали, давал начало потеплению. Про него говорили: «Кузьма зiме падкузьмiў, зямлю падталiнамi пакрыў». По самому первому дню поста также судили и о погоде: какой она будет в первой половине дня — таким будет и вся первая половина поста, ну а вторая определялась по «надвор’ю» уже послеобеденного времени.
4 марта католики у нас отмечали день святого Казимира. Про него говорили и так: «На святога Казiмёра зiма ўжо зусiм памёрла».
На 5 марта приходится день преподобного Льва. Ночью ожидали небольшой мороз.
Следом идет Тимофей, 6 марта. В народе говорили: «Цiмафей — веснавей, ужо цяпло каля дзвярэй». Замечали, что с этого дня синицы начинают свою весеннюю песню, поют уже в другой тональности. День этот чаще всего бывает ветреным, но, как замечали, такой ветер особенный, с запахом талого снега и влажной, уже оттаявшей древесины.
Густой, как наш знаменитый овсяный кисель, туман с самого утра на «Палiкарпа ды Майсея», 8 марта, обещал холодное лето с дождями и весьма возможный неурожай «збожжа».
9 марта, отмечается «сцiплы прысвятак» — Обретение главы Иоанна Крестителя. Зима, как верят, после этого дня отступает: «Зiма баiцца Янавай галавы».
Уже можно не боясь заглядывать в ульи. Пчеловоды, если находили пчел живыми, могли надеяться, что остаток холодов эти труженицы выдержат смело. Также осматривали поля с озимыми, плодовые деревца.