Народный календарь и традиции. 12-18 августа
Эта неделя богата значимыми «сладкими» праздниками с необыкновенно вкусными и щедрыми дарами. Весь этот период от первого Спаса до третьего зовется у нас «Спасаўкай‑ласаўкай».
12 августа чествуют апостолов Силу и Силуана, и если в очень жаркое лето успевали в некоторых, особенно южных регионах провести жатву, то могли «распачаць працу па сяўбе новага хлеба». Именно на Силу, про что и говорили: «Хто на Сiлу жыта пасее, у таго на хлеб будзе надзея».
В этот же день поминали и Ивана — Воина (Ваяра). К нему обращались с просьбой о помощи в возвращении украденного, а кражи часто были очень значительными: конь, без которого и любое хозяйство — не хозяйство, или уже «добра падгадаваная цялушка».
14 августа. Первый Спас. У него два названия — «Мядовы» и «Макавей». С этого дня начинается и двухнедельный Успенский пост, который не был таким жестким, ведь кое‑что уже выросло на огороде. Наш знаменитый холодник, бордовый, как вино, да с молодой картошкой и укропом — ведь совсем не голодно. Именно к первому Спасу уже получали «урожай» в виде необыкновенного меда, самого разного, целебного и очень полезного. К сбору меда каждый пчеловод одевался по‑праздничному. А еще обязательно должен был угостить не только своих родных и соседей, но даже и незнакомых людей.
За столом пили медовуху, напиток стародавний и по праву заслуживающий внимания. У нас в Беларуси даже существовала своеобразная «гильдия» медоваров. Но постепенно медовуха была вытеснена «хлебным вином» и пивом.
15 августа. За Василем, «Базылём» закрепилась у нас следующая поговорка: «Базыль авечкам воўну дае». Понятно, что после той стрижки, которая проходила поздней осенью, к середине лета овечки были уже «з добрай поўсцю». Много чего будет соткано и спрядено, чтобы не мерзли в холода, чтобы одежка была «па нашаму надвор’ю».
16 августа идет Антон, прозванный в народе «вiхравеем». Частыми бывали очень сильные ветры, которые сгибали макушки деревьев и даже ломали их.
17 августа — день Евдокии, «Аўдоццi». К этому дню уже могли быть довольно частыми гостями дожди и грозы. За что Авдотью и прозвали в народе «сеногнойка». Второе прозвище Авдотьи — «агурочнiца» — полностью оправдывается. Сбор огурцов «гаспадынi» проводили непременно утром, осторожно поднимая огуречные «косы», искали крепкие больших и средних размеров плоды и складывали их в фартук. У нас «вяскоўцы» старшего возраста, как ни странно, любят большие, длинные, даже уже чуть пожелтевшие огурцы, утверждая, что они особенно вкусные. А еще в Беларуси одним из любимых лакомств считается свежий огурец с медом — ведь как раз к этому времени появляется «новый» мед.