На Сожском рубеже (июль-август 1941 г.)
От автора
В последнее время в моем распоряжении оказались ранее неизвестные архивные документы, дополняющие, конкретизирующие и уточняющие картину боевых действий второй половины июля – первой половины августа 1941 г.
Именно в это время на протяжении трех недель в районе Черикова и прилегающих к нему населенных пунктов на рубеже Пропойск – Кричев шли беспрерывные позиционные бои, переходившие время от времени в наступления противоборствующих сторон. Части Красной армии держали оборону на Сожском рубеже в то время, когда уже был захвачен Смоленск, и немцы по Варшавскому шоссе рвались к Москве. Событиям этих трех недель, в течение которых наши войска защищали левобережье р. Сож и пытались переходить в контрнаступление на сожском участке фронта, посвящен предлагаемый очерк.
Кроме того, мною использованы немецкие документы из Государственного архива Могилевской области, которые детализируют ситуацию в Чериковском районе в первый год немецкой оккупации. Немаловажное значение в понимании военной обстановки в это время имеет восприятие ситуации на нашей территории глазами очевидцев, в том числе немцев, некоторые сведения из воспоминаний которых автор также использовал. Нам всем важно, особенно теперь, когда восприятие военных бед и побед существенно притупилось, знать и понимать события того времени максимально объективно, без прикрас.
Обратите внимание, уважаемые читатели, на любопытный факт, который автор считает чистым совпадением и не комментирует. С 22 июня до 16 июля 1941 г. (дни начала войны и захвата гитлеровцами Черикова – В. М.) прошло 25 дней. За это время немцы преодолели по территории БССР около 500 километров. С 16 июля (начала оккупации правобережной части района) до 12 августа (захвата немцами левобережья р. Сож) также прошло 25 дней.
Краткая летопись
событий.
15 июля части 55 стрелковой дивизии (командир – Тер-Гаспарян) переправились на южный берег Сожа, оставив тем самым Чериков, в который вскоре вошли немецкие войска из 4 танковой дивизии армии Гудериана. Однако прибывший в расположение 4 армии, оборонявшей Сожский рубеж от Пропойска до Кричева, представитель генштаба приказал освободить Кричев, Пропойск и Чериков. Целью этого наступления была необходимость оттянуть основные силы противника, чтобы дать возможность оказавшимся в окружении дивизиям 13 армии вырваться из него.
Части 55 сд заняли оборону по южному берегу р. Сож, так как противник прорвал оборону по шоссе Пропойск-Кричев. В состав 55 дивизии временно вошли потрепанные части 6 сд, а именно 222 стрелковый полк (сп), орб, 17 гап. Части заняли следующие районы. 111 сп с орб 6 сд 141 гап (без матчасти) лес в 2 километрах восточнее Черикова, высоту 175,1, смолокурню, лесничество. 333 сп и 228 сп – лесной массив у д. Монастырек и саму деревню.
161 запасной стрелковый полк занял позиции у поселка Новая Жизнь и д. Ушаки. 107 сп занял позиции у д. Кремянка, в районе высоты 151,9, 79 орб с ротой 111 сп занял позиции в районе деревень Борисовичи и Осинки. 84 артиллерийский полк в составе одного дивизиона вновь вошел в состав 55 дивизии и занял огневые позиции.
55 стрелковая дивизия, совершив в ночь на 15 июля 1941 года тридцатикилометровый марш, сосредоточилась в лесах южнее города Черикова Могилевской области. Предполагалось, что дивизия примет участие в контрударе по группировке противника, прорвавшейся на Горки — Мстиславль. Но контрудар не состоялся. На рассвете был получен новый приказ: немедленно вернуть 107 стрелковый полк с 1 дивизионом 84 артполка к городу Пропойску. Оказалось, что немецкие танки ворвались в Пропойск, потеснили 42 дивизию и продвигаются на город Чериков. После потери Черикова 55-й стрелковой дивизии было приказано занять оборону по берегу реки Сож от Гронова (в пяти километрах восточнее города Черикова) до города Пропойска. 333 стрелковый полк был временно передан в состав дивизии. Вместе с ним и 161 запасным стрелковым полком в составе дивизии теперь насчитывалось пять стрелковых полков.
16-18 июля и в последующие дни противник обстреливал нашу оборону артиллерийским и минометным огнем. В свою очередь, наша артиллерия подавляла огневые точки противника и скопления живой силы. За это время потери с нашей стороны были незначительными. В свою очередь, в войска не поступило подкреплений: матчасти, оружия, живой силы и лошадей. С северного берега р. Сож переправлялись части 137 дивизии, которая выходила из окружения. Переправившиеся части занимали оборону на южном берегу реки Сож.
В свою очередь, 16 июля боевая группа (кампфгруппа) оберста (полковника) Эбербаха в 18.30 начала наступление на Кричев со стороны Пропойска. Боевая группа включала 2-й батальон 35-го танкового полка, роту мотоциклетного батальона, роту бронетранспортеров, дивизион артиллерийского полка, две роты танково-саперного батальона, подразделения дивизионной мостовой колонны, одну тяжелую зенитную батарею и одну легкую зенитную батарею. Первой целью был захват переправ через реку Удога северо-восточнее Черикова, а затем выдвижение к Кричеву для овладения важными переправами через Сож.
Немецкая разведка силами роты, начатая утром в направлении Черикова, не смогла преодолеть сопротивление наших войск. Это означало, что немцам не просто будет выполнить задачу овладения Кричевом. Сразу за рекой Лобчанка боевой группе пришлось сойти с Варшавского шоссе из-за того, что проходящую через лес дорогу на несколько сот метров преграждали завалы, сделанные красноармейцами. При обходе немцами этих завалов из поваленных деревьев произошло несколько столкновений с красноармейцами.
В 21.15 немецкому 35-му танковому полку удалось в целости и сохранности захватить мост через Удогу. По воспоминаниям Эбербаха, в Черикове было тихо. Не было видно ни одного гражданского. Части Красной армии отступали в направлении Кричева. Полковник Эбербах приказал боевой группе оставаться за Чериковом, чтобы перестроиться.
17 июля в 2.15 Эбербах приказал своим силам выдвигаться, чтобы овладеть Кричевом. В дополнение ему также были приданы следующие подразделения: полковник Шнайдер со штабом 103-го артиллерийского полка, 3-й дивизион 103-го артиллерийского полка, 3-я батарея 604-го дивизиона тяжелых минометов, 6-я батарея 69-го артиллерийского полка и 324-я батарея подвижного наблюдения за танками. Эти силы вошли в боевую группу.
Боевая группа без задержек продвигалась вперед до 4.15. Затем на отметке 156 у д. Речица, приблизительно на полпути между Чериковом и Кричевом, сопротивление отступающих частей Красной армии стало ощутимым. Здесь находилось заграждение, прикрываемое огнем противотанковых орудий и артиллерии. Полковник Эбербах быстро приказал артиллерии выдвинуться на позиции, чтобы сломить сопротивление частей Красной армии.
Уже после взятия Черикова, когда немцы атаковали Кричев, в нашем городе вспыхнули бои. В самом Черикове и его окрестностях была атакована немецкая колонна снабжения. Немцы перебросили 1-й батальон 12-го пехотного полка для того, чтобы взять под контроль Чериков и обеспечить колоннам снабжения беспрепятственный проход через город.
Восстановленный немцами мост через Сож в Черикове и мост через Удогу постоянно находились под огнем артиллерии. Мост в Черикове получил два прямых попадания и на некоторое время оказался выведен из строя.
19 июля немецкой разведке удалось перехватить приказ на наступление советских войск, назначенное на 1.00 19 июля. Наши намеревались в результате наступления сократить плацдарм.
Согласно оценкам полковника Эбербаха, в лесу к северу от Московско – Варшавского шоссе находилось от 10 до 20 тысяч окруженных советских воинов 132, 137, 160 дивизий с большим количеством техники и военного имущества. Эти советские войска всеми доступными средствами пытались прорваться в южном направлении. В результате магистраль несколько раз переходила из рук в руки.
17 июля 1941 года немцы захватили город Кричев, вышли к реке Сож от Пропойска до Мстиславля. На фронте протяженностью около тридцати пяти километров оборонялась только 55 стрелковая дивизия и до полка 6 дивизии. Рубеж для таких сил был слишком велик. Подразделения растянулись вдоль берега редкой цепочкой. До 23 июля 1941 года части дивизии стойко держали оборону по восточному берегу реки Сож, обеспечивая переправу через реку частям и подразделениям, выходящим из окружения. Периодически проводились вылазки на западный берег реки Сож.
20 июля в 4.00 ситуация снова осложнилась. Немцы создали вокруг мостов через Лобчанку и Удогу укрепленные опорные пункты. Для того чтобы исправить ситуацию, полковнику Эбербаху приказали очистить леса вокруг Варшавской дороги.
21 июля. Красноармейцы, по словам Эберхарта, сражались отчаянно. Кроме того, советские 132 и 137 стрелковые дивизии пытались вырваться из котла.
С левого берега по городу постоянно била советская артиллерия. Только в одном Черикове в результате этих обстрелов в немецкой танковой дивизии было ранено 250 человек и было много стычек вдоль дороги. Части Красной армии, прорывавшиеся через шоссе, постоянно атаковали его в самых разных местах. Как вспоминали сами немцы, красноармейцы не боялись смерти.
Ганс Шойфлер вспоминал: «Мне кажется, мы попали из огня да в полымя. После ранения я вернулся в свою роту. Я проторчал в санитарной палатке ротного врача, потому что главный медицинский пункт в Черикове находился под огнем русской артиллерии. У этих «детей природы» нервы были словно стальные канаты. В дополнение к этому они великолепно владели искусством маскировки. Вы могли часами лежать на земле всего в 5 метрах от них и даже не заподозрить, что они рядом. Красноармейцы были очень отважны, и в их душах не было ни капли страха. Они забирались в свои окопы и сражались до тех пор, пока им не простреливали руки».
(Продолжение следует).
Василий МАКСИМЕНКО, педагог-организатор ГУДО «Чериковский центр
детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий».