Корреспондент «ВЧ» побывал в этнографическом музее первой школы и остался под впечатлением
Чем дольше я живу в Черикове, тем больше открываю его для себя. Этот провинциальный городок, где, казалось бы, уже всё давным-давно изучено и знакомо, не перестает меня удивлять. Думаю, то, о чем я сегодня расскажу в рамках проекта «Хранители истории», который редакция посвящает Году исторической памяти, станет своеобразным открытием и для наших читателей.
Предисловие
Года стремительно летят, превращая все персоналии, события, уклад жизни и даже предметы быта в историю. Говорят, не зная прошлого, невозможно по-настоящему оценить настоящее и строить будущее. Не предать забвению всё, что происходило до нас, нам помогают музеи — хранители истории.
Все мы много наслышаны о музеях мирового и республиканского масштаба. Уверена, многие в разные годы своей жизни побывали и в историческом центре города — Чериковском историко-краеведческом музее. Но, как оказалось, в нашем районе практически в каждом учреждении образования создан и функционирует свой музей. Настало время с ними познакомиться поближе. Ведь каждый из них уникален, связан с историей нашего Присожского края, а потому ближе и понятнее, чем любой другой.
Так жили наши предки
Сегодня расскажем об этнографическом музее средней школы №1 г. Черикова, который лично на меня произвел огромное впечатление. В нем собраны настоящие исторические раритеты, которые дают полное представление о том, как жили наши предки раньше: чем занимались, что носили, чем пользовались в быту, каким был уклад их жизни.
Персональную экскурсию по музею для меня провела его нынешний руководитель Олеся Закоркина.
— Этнографический музей при школе был открыт в 1995 году, — начала свой рассказ мой гид еще по пути в кабинет, где оформили экспозиции. — Он стал результатом огромной поисковой и экспедиторской работы по нашему краю, которую провел со своими учениками историк (на то время учитель школы) и краевед Василий Максименко. Василий Стефанович был бессменным руководителем школьного этнографического музея вплоть до 2019 года. Теперь я, систематизировав всё, что было накоплено за эти долгие годы, бережно храню.
Поднявшись на второй этаж школы, мы подошли к обычной, ничем не отличающейся от других, двери кабинета. Но переступив его порог, я словно попала в прошлое, точнее в селянскую избу конца ХIX — начала ХХ столетий: столько здесь было экспонатов, которые характерны были для того времени. многие из них я видела раньше только в книгах. Оформление помещения музея, которое стилизовано под крестьянский дом, не вызывало никакого диссонанса между выставленными здесь экспонатами и созданным специально для них антуражем. А развешенные по периметру помещения картины с изображением повседневной жизни чериковских крестьян только усиливало эффект от восприятия места, где я находилась.
Чего здесь только нет
— Всю экспозицию можно условно разделить на семь разделов: ткачество, орудия труда крестьян, изделия домашних промыслов, предметы домашнего обихода, рушники и вышивка, народная одежда, женские украшения. Последний из разделов был оформлен в 2010 году, — продолжила свой рассказ Олеся Сергеевна. — В свое время было решено центральную экспозицию нашего музея посвятить ткачеству, поскольку одна из его главных достопримечательностей — действующий ткацкий станок.
Внушительных размеров древний аппарат для производства ткани, расположившийся в самом центре музея, словно подтверждал слова экскурсовода. Здесь же представлены орудия для обработки льна и шерсти: прялки, веретена, сукалы, гребни, навои, челноки и другие предметы, необходимые в ткацком деле, которым в той или иной степени должны были обладать все женщины тех времен.
Не менее ценные и древние экспонаты я увидела в экспозиции «Орудия труда крестьян», которая посвящена традиционному занятию большинства наших предков, основе их жизни — земледелию.
Здесь находятся сохранившиеся до наших дней соха и плуг, различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки, а также косы, крюки для таскания пеньки, окучники, резгины, мотыга и другие не менее интересные экспонаты.
Уникальные вещи есть в каждом разделе этнографического музея средней школы №1, а их замысловатые названия — натягуши, скобли, струги, луба, пешня и другие — вызвали у меня огромное желание узнать, для чего и как использовали их чериковляне, жившие на этой земле более века назад. Здесь «в живую» можно увидеть приспособления, названия которых часто встречаются в произведениях классиков белорусской литературы: жернова, кочерга, лапти, ступы, кадка, дежа, кросны и т.д.
Настоящие ценности
— Есть в нашем музее и экспонаты, которые представляют наибольшую ценность, — говорит его руководитель. — Это икона Покрова Пресвятой Богородицы, найденная в пустующем доме деревни Юный Пахарь; шандал для подсвечника, изразец, самовар фабрики Баташова и подвеска-лунница. Они включены в республиканский музейный фонд.
Особым местом притяжения для меня как женщины стала экспозиция рушников и народной одежды чериковских крестьян. В многочисленной коллекции сакральных атрибутов славян — рушников, представленных здесь, есть экземпляры, которым уже более 100 лет. Воочию удалось увидеть древний наряд местных жителей, который историко-этнографисты относят к Краснопольскому строю.
Всего фонды этнографического музея школы насчитывают 937 экспонатов. К основному фонду относится 781 экспонат, к вспомогательному — 156.
Особенное место
— Этнографический музей — это точно особенное место в нашей школе и очень нужное для детей, — говорит Олеся Закоркина. — Иногда сложно доступно рассказать ребенку о каких-то исторических моментах уклада и жизни людей прошлого. Множество непонятных слов, просто сказанных учителем, не найдут нужного отклика и вряд ли отложатся в памяти. А вот когда на уроках истории, литературы, в рамках краеведческих занятий используют наглядный материал, в частности тот, который представлен в музее, эффект, думаю, будет однозначно положительным. Именно поэтому в нашей школе активно используются фонды этнографического музея в учебной, культурно-массовой и исследовательской работе. Разработанные экскурсии, которые провожу как я, так и ученики, входящие в Совет музея, проходят только на белорусском языке. Мы постоянно работаем над более глубоким изучением экспозиций музея, совершенствуемся в музееведении.
К слову, об успешной работе на этом поприще свидетельствуют два Диплома первой степени в конкурсе этнографических музеев в рамках республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву» (2021 год). Работа учащейся Ангелины Старовойтовой стала лучшей сначала в области, а потом и в республике.
Руководитель музея добавила, что сейчас начата работа по оцифровке экспонатов для создания электронного каталога, ведется замена этикеток и постановка инвентарных номеров. На сайте школы размещен путеводитель по этнографическому музею. Есть возможность совершить виртуальную экскурсию.
Но поверьте мне на слово, лучше сделать это не виртуально, а реально. Ведь одна из фишек школьного музея — здесь экспонаты можно трогать руками!
А сама Олеся Сергеевна на вопрос, почему стоит посетить их этнографический музей, отвечает:
— Вы сможете разнообразить свою жизнь, в полной мере ощутить и прикоснуться к истории белорусского народа, истории своих земляков — чериковлян, развить свой кругозор, и, конечно, зарядиться позитивом. Мы всегда встретим с улыбкой, а сама экскурсия точно не оставит равнодушным. Ведь наш этнографический музей – окно в прошлое, связующая нить между поколениями, своеобразный оберег народных традиций.
P.S. Я сознательно не рассказала вам обо всем, что увидела в этнографическом музее, ведь лучше один раз увидеть самому, чем сто раз услышать от других.