Колхоз имени Ильича: опыт восстановления хозяйства Михаила Матвеева
Встречаясь с работниками бывшего колхоза имени Ильича, разговаривая о трудовых буднях и достижениях, часто в беседах слышала имя председателя сельхозпредприятия Михаила Архиповича Матвеева. Отзывались о нем как о грамотном специалисте и о человеке, который многое сделал для своего коллектива и в целом для колхоза. Так возникла идея встретиться с Михаилом Архиповичем и побеседовать о тех годах, когда он возглавлял хозяйство.
Сам Михаил Матвеев родом из Оршанского района. Еще с детских лет ему пришлось пройти далеко не детские испытания. Их многодетная семья выживала так, как и почти все деревенские семьи: нищета и лишения, а из пяти детей осталось трое. Когда ему было четыре года, умерла мама, а потом папу забрали на полтора года в армию: шла финская война. Сироты остались на попечении старшего брата, который еще сам был школьником. Управлялись ребята по дому, кормили скот, готовили себе еду. Отец вернулся с войны и привел в дом мачеху, и она заменила детям маму, оказавшись доброй и заботливой женщиной. Потом – Великая Отечественная война и новые испытания. Отец ушел на фронт, а дети остались с мачехой. Конечно, это было постоянное недоедание и «голотьба». Завязывались бои между русскими и фашистами, а деревне доставалось от снарядов артиллерии. Один из таких «подарков» разорвался прямо в огороде, осколки которого повредили ногу Михаилу.
–Я очнулся, а передо мной стоял хорошо одетый мужчина, с такой военной выправкой,– вспоминает Михаил Матвеев.– Он говорил не по-русски. Я сразу и не понял, что это немец. Как оказалось, мне предстояла ампутация травмированной ноги, но немецкий военный врач, собрал мне ее по осколкам, забинтовал ее. Две недели я ходил в немецкий блиндаж на лечение, а другой немец все это время приносил мне молочный суп из свой кухни. Почему я об этом вспоминаю? Читая воспоминания свидетелей войны в районной газете, где рассказывалось о проявленных зверствах некоторых полицаев по отношению к своим односельчанам. Вот не могу понять, как такое может быть: враги были милосердными к чужому народу, а свои же, наоборот, показывали ненависть.
Затем Михаил Архипович рассказал о годах студенчества и об окончании Городокского техникума механизации, после которого он успешно устроился инженером трудоемких процессов в машинно-тракторную станцию, обслуживающую сельское хозяйство Горецкого района.
–Я понимал, что техникум дал мне определенные знания, но мне их было недостаточно,– рассказывает Михаил Матвеев.– Я считал, что нужно учиться дальше, чтобы продолжать работать в сельском хозяйстве.
Сказано – сделано. Михаил Архипович поступил в Горецкую сельскохозяйственную академию. Обучаясь на заочном отделении, он устроился работать в учебное хозяйство при академии главным инженером. Здесь, в учхозе, свои теоретические знания, отрабатывали на практике почти 12 тысяч студентов БГСХА. Учхоз подчинялся только министерству сельского хозяйства СССР, и все научные разработки в области сельского хозяйства внедрялись как опытные на землях хозяйства. Новая техника также проходила здесь испытания на свое совершенство.
После успешной защиты дипломной работы, Михаила Матвеева вызвали в Могилев, где рассказали о том, что Чериковский район будет восстановлен в своих границах, и необходимо собрать команду специалистов сельского хозяйства. Михаил Архипович стал главным инженером управления сельского хозяйства.
– Я объехал все 17 хозяйств. И то, что я увидел, конечно, меня расстроило: никакой техники вообще не было, кругом – нищета и упадок,– рассказывает о первых впечатлениях от визитов в колхозы и совхозы района Михаил Матвеев. Но, когда меня отправляли на работу, в Могилеве мне пообещали поддержку во всем. Думаю, по большому счету, сыграла роль принятая в 1965 году на пленуме ЦК КПСС мартовская программа по быстрому росту сельскохозяйственной продукции.
Необходимую технику выделили в колхозы и совхозы без лишних волокит и задержек. Но, как оказалось, даже забрать ее нельзя было: не было обученных механизаторов. Тут же, после обдумывания различных идей, как все же привезти технику, приняли решение организовать в районе курсы для механизаторов. По 10-15 человек из каждого хозяйства были доставлены в район для обучения. Таким образом техника – комбайны, тракторы и автомобили разместились на мехдворах в сельхозпредприятиях.
Через четыре года работы Михаила Матвеева единогласным голосованием правления колхоза имени Ильича избрали на должность председателя.
– Для меня это было несколько неожиданно,– вспоминает Михаил Архипович,– что мне люди оказали такое доверие. Я согласился, но когда взял в руки годовой отчет о проделанной работе в колхозе, ужаснулся: средняя урожайность сельскохозяйственных культур составляла 8 ц/га. Поголовье крупного рогатого скота – до 2000 голов. Были здесь еще отрасли овцеводство и свиноводство. Сараи для скота обветшалые, прохудившиеся. Коровы практически наполовину стояли в сарае, как говорится, хвост – на улице, а голова – под крышей. Пришлось вначале убедить людей поверить в завтрашний день, в свои силы. Начали строительство всех производственных объектов.
Были построены мехдвор, мастерские, типовые теплые животноводческие комплексы с молокопроводом и навозоудалением в Устье, Речице и Охоре. Были созданы надлежащие условия труда и быта для работников колхоза. У доярок– комнаты для отдыха и принятия пищи, у механизаторов – свое помещение с индивидуальными шкафчиками для одежды. В колхозе функционировала столовая, где каждый желающий работник колхоза мог сытно и вкусно пообедать. А баня с бассейном и вовсе была как небывалое достижение для трудящихся.
Нельзя не вспомнить и о результатах работы, которые порадовали даже областное руководство. Стоит отметить, что первые приросты в показателях произошли через три года упорного труда. В три раза увеличились показатели в производстве зерновых культур, мяса и молока. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур составила 35 ц/га. За достижения колхоза его председатель Михаил Матвеев в 1973 был награжден орденом «Знак почета». Трижды хозяйство посещали секретари ЦК КПСС БССР, приезжали министры и даже ученые. Научных работников интересовало, каким образом удалось при выращивании одного из сортов зерновых культур добиться урожайности выше запланированной самими же учеными. А секрет оказался прост: за счет увеличения плодородия почвы.
– Земля, гумус, отдал свои полезные свойства в растение, и их нужно восполнить,– делится своими наработками Михаил Матвеев.– После сбора урожая на полях, мы приступали к нехитрому процессу. Вся освободившаяся техника доставляла торф, который перемешивали с органикой и распределяли по площадям. До самой весны продолжалась эта работа. И, надо сказать, результат такого процесса был хорошим. Наше хозяйство стало семеноводческим, а мы уже продавали семена не только в нашем районе.
Разговор плавно перешел и на обсуждение других отраслей колхоза имени Ильича. По большому счету, нас интересовало, почему руководитель отдал предпочтение только разведению КРС.
– Все очень просто: несколько отраслей содержать было затратным на тот момент, – рассказывает о сложившейся в колхозе ситуации Михаил Архипович.– Овцеводство и свиноводство, когда я был принят на должность председателя, просто тянуло назад все хозяйство. Для содержания этих животных нужны были специальные помещения, корма и обученные специалисты. Не было квалифицированных зоотехнических кадров, что тоже сыграло немаловажную роль. Хотя при должном подходе можно было иметь прибыль. Затем был достроен начатый задолго до моего прихода птичник на 5000 голов несушек. Мы занимались и этой отраслью. Но и здесь та же проблема: отсутствие должных условий и специалистов. Птица на этапах своего развития очень требовательна к теплу и условиям содержания. Как минимум, нужно было три помещения для содержания трех возрастных групп кур. В общем, при тех убытках колхоза, которые имелись, просто «вытянуть» нельзя было. И мы приняли решение не заниматься нерентабельным производством. Хотя, повторюсь, при соблюдении всех необходимых условий это все-таки может быть очень прибыльным делом.
Михаил Матвеев руководил работой колхоза почти 17 лет. В хозяйстве имелось 120 тракторов, 86 автомобилей, 40 зерноуборочных и 10 картофелеуборочных комбайнов. В колхозе трудилось 120 механизаторов и около 100 животноводов, а поголовье скота составляло 4000 голов. Помимо этих достижений, возведенных производственных объектов, высоких результатов в животноводстве и растениеводстве, созданных условий труда для работников, одним из немаловажных факторов стала хорошая заработная плата. Механизаторы и животноводы получали хорошую оплату труда, а некоторые из них выше в разы, чем у их председателя.
В 1986 году Михаил Архипович заболел и провел 10 месяцев в Минской больнице. Он был вынужден оставить свою работу и коллектив. Но, вернувшись в Речицу после болезни, так и остался жить в этом населенном пункте, считая его своим родным домом, хотя у него была возможность воспользоваться льготой получения квартиры в Минске. Болезненно перенес он присоединение родного колхоза к другому хозяйству, с болью в сердце наблюдая из окна огромную шеренгу техники, перегоняемую к новому хозяину. Стоит отметить, что после ухода с должности Михаила Матвеева, на его месте работало больше десяти руководителей, но как-то не получилось у них даже сохранить наработанное непосильным трудом предшественника и его коллектива. Сейчас былые заслуги колхоза далеко в прошлом и вряд ли кто-то вспоминает его опыт. Но очень хотелось бы, чтобы это не забывалось.
Олеся Панимаева