Когда «выпил» — не значит «нарушил»? Разъяснения по данному вопросу дала председатель суда Чериковского района Елена Цикунова
Не так давно в редакцию районной газеты обратился чериковлянин со следующим вопросом: «Можно ли появляться в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения? И всегда ли такое состояние, с точки зрения закона, будет трактоваться как противоправное действие?».
За разъяснениями по этому, достаточно серьезному вопросу, мы обратились к председателю суда Чериковского района Елене Цикуновой.
— Согласно статье 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность для граждан наступает в случае распития алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо в случае появления в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Также к ответственности привлекаются лица, находящиеся на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения. К категории лиц, совершающих с точки зрения закона правонарушение, относятся граждане, появляющиеся в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
То есть, для привлечения к ответственности необходимо в совокупности два условия:
во-первых, человек должен находиться в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
а во-вторых, и это немаловажное условие, состояние такого гражданина должно оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность.
То есть нарушать закон он будет лишь в том случае, если находится в такой степени алкогольного или другого опьянения, в результате которого его вид оскорбляет человеческое достоинство и нравственность. Под появлением в общественных местах в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, понимается такое поведение находящегося в состоянии опьянения лица, которое явно нарушает общепризнанные нормы путем грубых выкриков, утраты чувства стыда, неприличным видом (грязная, мокрая, расстегнутая одежда), вызывающим брезгливость и отвращение.
Квалифицирующими признаками такого состояния человека являются также утрата им ориентировки – бесцельное нахождение на одном месте или передвижение с места на место, нарушение координации движений — неустойчивость, шатающаяся походка, полная беспомощность (лежит, сидит в бесчувственном состоянии).
Если человек действительно выпил, но опрятен, ориентирован в пространстве и времени, спокойно идет по своим делам, то он не совершает никакое правонарушение. И любые действия сотрудников правоохранительных органов «по данному поводу» в его адрес будут неправомерными.
В нашей практике не редкость, когда граждане обжалуют вынесенные в отношении их постановления о привлечении к административной ответственности по статье 17.3.
Так, к примеру, постановлением начальника Чериковского РОВД от 5 февраля нынешнего года был привлечен к ответственности по ч.3 ст.17.3 КоАП гражданин Иванов, который в ходе ведения административного процесса не отрицал факт употребления им алкоголя, но в жалобе указал, что его внешний вид не оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность. Судом данное постановление было отменено, поскольку из материалов дела не усматривалось, что Иванов действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Дело было направлено на новое рассмотрение, а в последующем прекращено начальником РОВД за недоказанностью вины гражданина Иванова.
Еще два подобных постановления в отношении других чериковлян, вступившие в законную силу, судом были направлены прокурору Чериковского района для дачи по ним правовой оценки. В последующем прокурором района по данным делам были принесены протесты. В результате чего постановления отменены, а производство по делам прекращено. Всего отменено 7 таких постановлений.
В рамках ответа на данный вопрос хочу также обратить внимание обратившегося гражданина и всех читателей на статью 13.1/1 Процессуально-исполнительского Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях — «Возмещение вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс».
Ею предусмотрено, что в случае признания действий и решений суда, органа, ведущего административный процесс, незаконными, физическое лицо имеет право на возмещение вреда жизни или здоровью, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых и иных личных неимущественных прав, а юридическое лицо — на возмещение имущественного вреда и восстановление деловой репутации.
Согласно статье 13.1/2, право на возмещение вреда имеет лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5, 6, 9 и 10 части 1, пунктами 1, 2, 7 и 8 части 2 статьи 9.6 этого же Кодекса.
Однако в ней же прописано, что вред не подлежит возмещению, если лицо добровольно оговорило себя в совершении административного правонарушения.
Под добровольным оговорением подразумевается признание гражданином своей вины в совершении административного правонарушения, при этом на самом деле не совершавшего никаких незаконных действий.
В целях устранения последствий морального вреда, в случае прекращения дела об административном правонарушении по основаниям, указанным выше, статьей 13.1/4 ПИКоАП преду-смотрено, что орган, ведущий административный процесс, обязан:
1) принести лицу официальные извинения за причиненный вред;
2) опубликовать опровержение порочащих лицо сведений в средствах массовой информации, если такие сведения были опубликованы в ходе ведения административного процесса;
3) направить по требованию лица в срок до десяти дней сообщение об отмене незаконных решений по месту его работы, учета или жительства.
Таким образом, само появление в общественном месте в состоянии алкогольного или другого опьянения еще не есть правонарушение. Ответственность для такого лица наступает лишь в том случае, когда степень его опьянения оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. А в случае отмены вынесенного постановления по статье 17.3 в отношении гражданина, он всегда в праве требовать возмещение вреда, причиненного в результате неправомерных действий в его адрес.
Надежда Казанкова