Какие реагенты и насколько часто используются на дорогах Чериковщины зимой? Ответ на этот вопрос в нашей сегодняшней статье
Зима в этом году выдалась самая что ни на есть настоящая — со снежными сугробами и морозами. Так сказать, на радость людям и на беду коммунальщикам, которые в первый же снегопад принялись усердно чистить дороги и тротуары от снега и посыпать специальной противогололедной смесью. Бесспорно, дело это нужное. Обеспечить безопасность людей за рулем и простых пешеходов важно.
Но безопасны ли используемые методы борьбы с гололедом для окружающей среды? Какие реагенты и насколько часто используются на дорогах Чериковщины зимой? Каково влияние их на почву, воду, зеленые насаждения? Как обеспечивается безопасность движения в зимний период в зарубежных странах? Есть ли у нас альтернатива существующему методу обработки дорог? На все эти вопросы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье.
Как есть
Согласно Гигиеническим требованиям к содержанию территорий населенных пунктов и организаций, тротуары и пешеходные зоны в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в нашей стране. Таковыми являются галитовые отходы солигорских калийных комбинатов, или иначе, галит марки А, который, собственно, и используют повсеместно в нашей стране для обработки дорог. Данный реагент соответствует требованиям СТБ 1158 2013 “Материалы противогололедные для зимнего содержания автомобильных дорог. Общие технические условия”.
— Ежегодно при подготовке к зимнему периоду Чериковским жилкоммунхозом уже в начале сентября производится закупка концентрата минерального галита, который используется в последующем для приготовления песчано-соляной смеси, — рассказывает мастер санитарной очистки и благоустройства Александр Шеламков. — Такая смесь является наиболее эффективной для обработки дорог и тротуаров при любой погоде, и выгодна экономически, если брать в расчет соотношение «цена : эффективность». Добавление песка позволяет устранить скольжение за счет повышения сцепления любой поверхности с покрытием. То есть при использовании пескосоли работает химико-фрикционный способ (соль плавит, песок улучшает сцепление), позволяющий сделать передвижение транспорта и людей безопасным. А вот применение «чистой» соли сильно уступает такой смеси в борьбе за безопасность движения. К примеру, «чистыми» техническими солями нельзя работать при гололеде — так мы только усугубим ситуацию: соль лишь расплавит верхний слой льда, и поверх него мы получим дополнительный слой воды. Также соль практически не работает при температуре воздуха ниже 15 градусов. Не поможет обработка солью и на дорогах с низкой интенсивностью движения: снег покроет ее, и противогололедный эффект будет утрачен. Именно поэтому в зависимости от погодных условий (сильный мороз, умеренный или оттепель) мы готовим смесь для обработки улиц из соли и песка в соотношении 1:2, 1:3 или 1:4.
В этом году нами было приобретено 210 тонн минерального галита. Всего было заготовлено около 1200 тонн песчано-соляной смеси с разной концентрацией соли в ней.
Если говорить о частоте посыпания противогололедной смесью улиц, то здесь все зависит от погодных условий. Техника по очистке и обработке дорог и улиц города и района выходит «на линию» в снегопады. Тротуары, дорожки, территории у подъездов многоквартирных жилых домов очищают и посыпают дворники и уборщики территорий, как правило, в тот же день, когда идет снег. Если свежий снег выпадает в ночное время, то приступают они к работе утром следующего дня.
Всего же за зиму, хорошую, такая как эта, в нашем районе расходуется порядка тысячи, а то и полуторатысячи тонн песчано-соляной смеси. И это с учетом того, что в ведении Чериковского жилкоммунхоза находятся лишь все городские улицы, за исключением улицы Болдина (ее обслуживает техника ДЭУ-77), и все второстепенные дороги на районе (за центральные отвечает ДРСУ-215).
А как у них? Опыт зарубежных стран в обработке дорог зимой
В Австрии, Германии, Финляндии, Швеции и некоторых других странах используют фрикционный метод обработки улиц. Суть его заключается в разбрасывании зимой на дорогах песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов. Гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.
Плюс такого метода в его экологичности и возможности повторного использования абразивных материалов. Весной разбросанную крошку вновь собирают при помощи аппаратов, напоминающих пылесос, моют и хранят до следующей зимы. Из минусов стоит отметить то, что такая посыпка задерживается на проезжей части не более чем на полчаса: ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.
Еще один метод обработки улиц в зимний период, придуманный шведским ученым Торгейром Ваа, внедряют в Швеции в экспериментальном порядке. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад. У этого метода ряд плюсов: эффективность, экологичность, долговременный результат. Но имеется один большой минус — нужна дорогостоящая техника.
В США, Канаде используют альтернативные химикаты, в частности, хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. Этот реагент cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше, но и стоит он в разы дороже. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов. Еще один неоспоримый минус в том, что хлорид магния вызывает сильнейшую коррозию металлов.
В Новой Зеландии используют в качестве противогололедных средств кальциево-магниевый ацетат и хлорид кальция. Однако эти средства обладают малой эффективностью, так как действуют при температуре не ниже 7 градусов, а стоимость их довольно высока.
О вреде и альтернативе
За ответами на вопросы о влиянии подобных песчано-соляных обработок наших улиц на окружающие их экосистемы мы отправились в Чериковскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды.
— Безусловно, ни о каком положительном влиянии на состояние придорожных экосистем при использовании песчано-соляной смеси говорить не приходится, — поясняет начальник инспекции Андрей Новиков. — Вред очевиден. И наносит его не столько песок, сколько второй компонент смеси — соль. Используемый минеральный галит в противогололедной смеси на 94 % состоит из хлористого натрия, остальные 6 % приходятся на кальций-, магний-, калий и сульфат-иониты в равных долях. А что такое хлористый натрий, или, как его еще называют, хлорид натрия? Это всем известная поваренная соль — натриевая соль соляной кислоты. В значительном количестве хлорид натрия содержится в морской воде, встречается в природе в виде минерала галита (каменной соли). Опасен он тем, что при использовании в качестве реагента, накапливается в почве. После таяния снегов соль с турбулентными потоками воздуха поднимаются вверх и оседают на деревьях. Это вызывает солевые ожоги, а весной — уничтожает побеги. После засоления почв деревья начинают сохнуть: из-за слишком высокого содержания ионов натрия они не могут брать нужное количество воды. А в последующем это приводит к их полной гибели.
Существует и зависимость состояния насаждений от места их произрастания: деревья, растущие на небольшом удалении от проезжей части (1-й ряд), испытывают большее влияние, чем растения, находящиеся на расстоянии 10-20 м от проезжей части. У них снижается содержание фотосинтетических пигментов, повышается уровень накопления хлора в листьях, а также появляется выраженная асимметрия листьев.
Но стоит учитывать и тот аспект, что количество соли, используемой зимой при посыпке улиц в небольшом городе, таком, к примеру, как наш, гораздо меньше, нежели в областном центре или столице.
Так, согласно старым нормам документа “Зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь”, только на Минской кольцевой автодороге за сезон должны вносить не более 3,5 — 5 миллионов тонн реагентов, но в реальности вносят 6 — 7, иногда до 10. Всему виной неустойчивый климат, переменчивая погода. В 2009 году был принят новый документ, в котором нормы уже не зафиксированы. Как видим, вред, причиняемый реагентом, входящим в состав пескосоли, придорожным экосистемам нашего района, несоизмеримо меньше по сравнению с тем, который они наносят окружающей среде в крупных городах.
Несмотря на все отрицательные стороны использования песчано-соляной смеси, альтернативы существующему методу обработки дорог в зимний период, к сожалению, пока нет. Вернее, другие методы, используемые на дорогах зарубежья, есть, но для нас они в силу разных причин не приемлемы.
Делается много попыток в самых различных направлениях с целью побороть гололед. Но стоит понимать, что чем бы ни посыпали дорогу, воздействие на окружающую среду все равно будет, поскольку речь идет о сотнях тонн вещества. Даже если они не токсичны, не опасны, то все равно их огромное количество проявит негативный эффект.
Поэтому, я уверен, что в ближайшем будущем дороги продолжат «солить». Это вынужденная мера. Если дороги не обрабатывать солью, то неизвестно какой ущерб будет от аварий, и насколько увеличиться травматизм на улицах. Приходится чем-то жертвовать. И в данном случае, природой. Кто знает, может быть одно «умершее» придорожное дерево спасло сотни жизней?
Надежда Казанкова