Езерские школьники посадили новый лес
Вполне можно согласиться с автором текста советской песни «С чего начинается Родина?», что любовь к родным местам, патриотизм начинается с малых проявлений, качеств, заложенных еще в детстве.
Чтобы любить родину, не нужно красивых слов и лозунгов: это все выражается делами. Наше отношение к людям, родным местам, природе, ко всему, что дорого и близко сердцу. Наверное, патриотизм и начинается с самого малого – желания созидать, стремления сделать свой край лучше, красивее. А это прививается с детства: в семье, детском саду, школе. Мысль «а что я оставлю потомкам после себя?», каждому из нас должна давать толчок к действиям, стремлениям сделать свой вклад в любое благое дело.
Сегодня с большой уверенностью можно сказать, школьники Езерской средней школы так же, как и их коллеги из других школьных лесничеств и экологических отрядов, оставят после себя большое наследие.
Почему выбор пал на езерских юных лесоводов? Все очень просто: здесь все еще поддерживается тот дух, моральный настрой, который изначально был заложен первыми основателями школьных лесничеств. В настоящее время взял на себя работу по организации деятельности в этом направлении учитель школы Александр Песковский, причем на добровольных началах. Курирует работу школьного лесничества выпускник езерской школы – помощник лесничего Езерского опытно-производственного лесничества Игорь Семенов, который, кстати, быстро откликнулся и помог организовать встречу с юными лесоводами прямо в месте посадки леса. А до посещения обновляемого квадрата мы попросили рассказать Игоря Валерьевича о том, что было сделано школьниками, и что предстояло выполнить нынешней весной:
– В минувшем году воспитанники школьного лесничества совместно с работниками лесхоза посадили 38,9 гектара леса – это около 150000 саженцев ели и сеянцев сосны. В восстановление леса ученики школы вносят большую лепту. Стоит отметить их добросовестность и исполнительность, ведь без этого хорошего леса не посадить и не вырастить. В марте мы приступили к восполнению нового участка леса, и снова в этом деле были задействованы школьники Езер. Во время весенних каникул, казалось бы, многие хотели отдохнуть, но воспитанники школьного лесничества с радостью поддержали нас, приняв снова участие в посадке леса. Убедиться в том, как эта работа ведется, приглашаю непосредственно на место, где кипит дело, и никого не нужно заставлять сделать то или другое.
Приглашение побыть на посадке леса с радостью принял корреспондент «ВЧ», воспользовавшись возможностью пообщаться еще и с участниками всего этого процесса.
Высадились в участке, где когда-то стоял хороший густой лес. Нас встретил снова помощник лесничего Езерского опытно-производственного лесничества Игорь Семенов:
– Как вы видите, здесь проведены масштабные работы. Участок в 3,2 гектара, а это были ели, погиб. Произошло усыхание деревьев по ряду причин, и перед нами стоит теперь задача восстановить лесонасаждение. В минувшем году все было расчищено, удалены сухие деревья, затем распахали. Здесь производится посадка деревьев по схеме: пять рядов ели, два-три – сосны, два ряда березы. Такая схема позволяет в дальнейшем предотвратить подобную проблему – усыхание деревьев.
Посадка ведется сеянцев и саженцев с закрытой корневой системой, что дает высокий процент приживаемости питомцев. Они получили хорошее питание специальными минеральными удобрениями, что увеличивает в разы шансы на их адаптацию, рост и полноценное развитие.
Беседуя с Игорем Валерьевичем, мы то и дело отвлекались, попутно обращая внимание то на то, то на другое. Подошла воспитанница школьного лесничества Юля за новой партией посадочного материала, и мы переключились непосредственно на изучение внешнего вида будущих деревьев леса.
– Вот смотрите, так выглядит закрытая корневая система,– показывает на примере сеянца Игорь Семенов.– Все корешки целы, они здоровы и пригодны к посадке, нет никаких заболеваний и гнили. Это – хороший посадочный материал. Конечно, с новобранцами мы проводим инструктаж, как садить, на какую глубину, и какой должна быть плотность заделывания в почву. Ребята, которые не первый раз принимают участие в посадке леса, уже знают все нюансы и требования, и их не нужно поправлять, одергивать или давать замечания.
Потом мы прошли к рядам, где ведется посадка молодой хвои и лиственницы и где уже этот процесс закончен. На фоне мест убранных погибших деревьев зеленые питомцы, высаженные в рядок друг за другом, выглядят слабыми и беззащитными. Кажется, один неловкий шаг, и, наступив на саженец, можно его примять. Как же он будет расти здесь, выживет ли?
– После посадки здесь будут вестись уходные работы,– заметив смятение журналиста, помощник лесничего продолжил начатый разговор.– По осени пройдет инвентаризация: сколько прижилось, сколько погибло — все будет подсчитано. Недостающие сеянцы и саженцы будут досажены в те же ряды. Намечена прополка питомцев и окашивание на протяжении трех лет, чтобы трава не «забила» молодой лес. Следить будем также, чтобы над основной породой – елью и сосной не доминировала береза, которая растет гораздо быстрее их. Через семь лет, когда деревца будут соответствовать необходимым стандартам – росту и количеству их произрастания на 1 гектар, согласно нормативов, мы должны будем этот участок перевести в категорию «покрытая лесоплощадь». Лес будет дальше расти сам, получив необходимые заботу и защиту. А для того, чтобы он стал в будущем таким, как и этот погибший лес, по силе и мощи, потребуется 60-65 лет.
Видя такую кропотливую работу, мне кажется, ребята, посадив не один десяток деревьев, зная все эти тонкости, вряд ли смогут причинить вред зеленым насаждениям. Это работа воспитывает, учит детей бережно относиться к природе. Да и материальный стимул в этом деле очень важен. К слову, все работы школьников оплачиваются, никто не остается незамеченным.
– Да, ребятам хорошо платят на посадке леса,– продолжил разговор учитель Езерской школы Александр Песков-ский,– и они очень довольны заработком, ведь могут рассчитывать на покупку чего-то для себя, тем более за свои заработанные деньги. На участке сегодня трудятся работники лесхоза и воспитанники школьного лесничества, правда, по разным причинам не весь численный состав. Дети работают хорошо, добросовестно, а выполненную работу проверяют специалисты. И хоть этот труд нельзя назвать тяжелым, мы берем на посадку леса только старших детей – учеников с 8-го по 11 классы. Сейчас, весной, садим лес, а по осени участвуем в дополнительной его посадке. В подготовленных рядах мальчики с мячами делают углубления, а девочки уже садят в эти лунки будущие деревца. Очень кропотливая работа, но все стараются сделать ее качественно.
Пытаясь поговорить с юными лесоводами, корреспондент хотел узнать, что руководит все же ребятами. Желание заработать деньги, сделать доброе дело? Наверное, и то, и другое, ведь далеко не все подростки поддерживают призыв о помощи лесхоза в лесовосполнении.
– Они еще не до конца решили, кто изберет какую профессию, – продолжил разговор Александр Песковский,– но даже из числа работающих сейчас в лесхозе 5-6– выпускники нашей школы, которые когда-то тоже трудились на лесопосадке. А очевидный результат первого состава школьного лесничества не только радует глаз, а и уже принимает грибников. Вы проезжаете каждый раз мимо небольшого сосонника возле МТК «Езеры»– так его и садили наши воспитанники. Конечно, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда это общее дело.
Не менее важно было узнать у ребят их впечатления, но, не привыкшие к публичности, они то и дело уходили от разговора, давая скромные ответы.
Немного больше других поведал ученик 11 класса Вадим Макушкин, который уже не первый раз работает на посадке леса:
– В минувшем году я заработал 140 рублей, хотя не все дни посещал работу. Настроение хорошее, все нравится: и работать на природе, и полезно проводить время.
Также у Вадима мы узнали, что он хочет стать в будущем электриком, пойдет учиться на эту специальность после окончания школы. Но, кто знает, может, мечта изменится в раз, и новый путь наметится впереди. Еще порадовало, что парень стремится помочь родителям финансово. Так, помимо работ по лесопосадке, в которых он принимает активное участие, он летом трудился на зернотоку в КСУП «Прогресс», считая, что зарабатывать деньги посильным трудом это нормально.
Судя по разговору с ребятами, они тоже придерживаются такой же точки зрения: да и кому в подростковом возрасте помешают деньги, которые заработаны собственноручно, усердным трудом. И вряд ли они будут потрачены на безделушки. Наверное, уже каждый сейчас прокручивает в уме, на что он пустит заработанные деньги.
Чтобы не смущать ребят, мы решили покинуть место работы, да и им нужно было продолжать посадку зеленцов.
– Что же дала эта поездка,– задаешься вопросом.– А ведь в таком, казалось бы, простом деле – коллосальный эффект в воспитании детей. Тут и любовь к родине, своему краю, и умение обращаться с природой бережно, знание, как посадить дерево, что для этого нужно. Радует и в то же время завораживает, что наравне со взрослыми работниками лесхоза, как в одной команде трудятся и подростки, зная и понимая уже некоторые узкопрофессиональные термины старших коллег по работе. И хоть трудятся они не целый рабочий день, все же выкладываются по полной, да и работать плохо – стыдно.
Трудовое воспитание тоже – налицо: дети уже не будут требовать у родителей деньги на кроссовки и смартфоны, осознавая, что на это могут заработать сами. Приобщенный к труду с детских лет будет уважать и ценить чужой труд.
Получается, одно важное дело — а сколько пользы!
Олеся Панимаева