Что можно и чего нельзя родительскому комитету? Изучаем обновленное постановление Минобра
От того, какой человек войдет в родительский комитет, зависит очень многое: насколько комфортно и интересно будет ребенку в школе; как легко станут решаться возникающие проблемы. Представляем учреждение, где родительский комитет такой, каким он и должен быть.
С каждого класса – по представителю
В обновленном положении Министерства образования, которое регулирует обязанности и полномочия родительского комитета, принципиальных изменений нет. Как и прежде, этот орган самоуправления создается из законных представителей детей, обучающихся в школе, и их основные функции – укрепление связи между семьей и школой, привлечение других пап и мам к активному участию в жизни учебного учреждения и так далее. Из нового – создание общешкольного родительского комитета. Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 3 имени В.М. Усова г. Гродно Ирина Шейко, у них выборы в этот орган состоялись в начале сентября. Решили так – по одному представителю от класса. Итого 33 человека вошло в общешкольный родительский комитет. Сейчас они продумывают план работы на год.
– От администрации школы было только одно пожелание: чтобы родители активнее включились в профилактическую работу с трудными семьями, – заметила Ирина Шейко. – Свои обязанности они хорошо знают, многие представители общешкольного родительского комитета не первый год состоят в таком же комитете, только в своем классе. В нашем учреждении два основных направления – музыкальное и военно-патриотическое, поэтому различных конкурсов, соревнований, походов, праздников, концертов у нас проходит большое количество. Без помощи пап и мам педагогам их провести было бы невозможно.
В обновленном положении отмечено, что родительские комитеты не могут собирать средства для обеспечения деятельности учреждения образования. В школе остается попечительский совет, который и решает финансовые вопросы. Также все знают о добровольных родительских взносах: есть желание и возможность – перевел энную сумму на счет учреждения. Никакого принуждения. Если же родительский комитет захотел что-то приобрести, например, в кабинет своего класса, то они говорят об этом классному руководителю, тот ставит в известность руководство школы, деньги перечисляют на счет учреждения, и покупка уже осуществляется официально по закону. Все прозрачно и понятно.
– Когда мы обсуждали этот документ, – поделилась заместитель директора, – то все заметили, что родительский комитет не имеет права собирать деньги для нужд школы. А если, например, папы с мамами захотят провести совместный праздник для всех учеников, то они, как законные представители, имеют на это право.
В большинстве своем, уверяет Ирина Васильевна, родители замечательные, неравнодушные люди. Когда у двух учеников в школе вначале умерла мама от онкологии, а через два года скоропостижно скончался отец, откликнулись родители не только из тех классов, где учились сироты. Люди, у которых есть свой огород, делятся урожаем с теми, кто нуждается в овощах и фруктах. Не забывают и братьев наших меньших, папы и мамы отвозят в приюты для животных корм.
Кого мы все хотели бы видеть в родительском комитете? Конечно, людей ответственных, инициативных, лидеров, к мнению которых прислушаются все. Для классных руководителей они – первые помощники, для других пап и мам – вдохновители и пример для подражания.
– Никогда не было, чтобы классные руководители жаловались, что не могут выбрать в родительский комитет людей, – уверяет Ирина Шейко. – Начальная школа передает своих учеников в среднее звено с характеристикой на каждого ребенка и их родителей, подсказывает, на кого из пап и мам в каком деле можно опереться. В первом классе, наверное, сложнее всего, но и там нет проблем. В школе обучается 811 детей, их родителей всех знаем в лицо. У нас есть папы и мамы, на которых стоит равняться, мы гордимся ими, некоторые из них – это наши выпускники.
Хороший пример заразителен
Как показывает практика, если классный руководитель активный, то и родители такие же. У Арины Рукши педагогический стаж небольшой – всего шесть лет. Со своим 10 “А” классом военно-патриотической направленности уже вместе шестой год.
– Первое родительское собрание для меня было волнительным, – вспоминает педагог. – Взрослым людям нужно что-то рассказать про их детей, выбрать родительский комитет. Мне повезло и с детьми, и с их семьями. Сложно сказать, сколько человек входит в наш родительский комитет – по списку три, а по факту все папы и мамы чем-то заняты. Нет такого, что один человек берет на себя все.
Нужно подготовиться, например, к конкурсу “Зоркі школы”. Танец помогает поставить мама, которая профессионал в этом деле, благодаря ей на сцену выйдет весь класс вместе с Ариной Васильевной. Другая мама испечет праздничный торт по этому случаю. Кто-то поможет с костюмами, с оформлением плакатов, кто-то придет на концерт и будет поддерживать из зала.
Арина Васильевна заметила, что ребенок – это зеркало семьи. Если он видит, сколько делают для школы и класса его папа и мама, то и сам будет вовлекаться в работу и тянуть за собой одноклассников.
– У нас есть традиции в классе, которые появились благодаря родителям: празднование дня рождения каждого ученика, окончания учебного года. Мы за пять лет с классом поучаствовали в огромном количестве конкурсов, есть призовые места от школьного до международного уровней. Помощь со стороны родителей колоссальная. Мы в команде – семья, школа и дети, поэтому нам все удается, – подытоживает классный руководитель.
Делай для других детей то же, что и для своего
Ольга Бура с юмором называет себя стахановцем-любителем родительских комитетов. Почти 15 лет занимается этой деятельностью, как только старший ребенок пошел в детский сад.
– Это уже, наверное, сродни какому-то заболеванию, – замечает, улыбаясь, Ольга. – Интересно видеть жизнь учреждения образования изнутри, ведь наши дети много времени там проводят. Я человек отзывчивый. Делая что-то для дочери или сына, делаю то же самое и для их одноклассников. Это же коллектив, в котором твои родные развиваются, растут, взрослеют.
Ольга возглавляет родительские комитеты в двух классах, у обоих своих детей: в шестом – у дочери Анны и десятом – у сына Максимилиана. Оба ребенка учатся в патриотических классах, целенаправленно в них пошли. Они и муж – первые помощники Ольги в делах школьных. В семье так заведено: если надо – значит, надо.
Есть родительские комитеты, когда на двоих сообразили, поставили всех перед фактом и требуют исполнения, но это не про 3-ю школу, уверят Ольга. Она знает, как решать финансовые вопросы, чтобы не появлялись злые разговоры про поборы, про выслуживание председателя комитета перед классным руководителем.
– У нас все четко и открыто. Благодаря социальным сетям каждый вопрос выносится на голосование и публичное обсуждение. Мы все решаем сообща. Каждый человек личность, у всех свои взгляды. Бывает, мнения не совпадают с большинством, тогда ищем компромисс. Никто никого ни к чему не принуждает. Мы не собираем запредельных сумм. Креативно подходим к поздравлению педагогов с Днем учителя. Дети и открытки рисовали, и презентации готовили. Главное – от души.
Тем папам и мамам, которые боятся вступать в родительские комитеты, Ольга советовала бы обязательно попробовать. Ведь эта волонтерская работа только кажется непосильной нагрузкой, а на самом деле она дарит радость от общения с детьми и их друзьями, открывает в вас новые способности и таланты, заставляет творить, а еще делает мудрее, учит на любое событие смотреть с разных ракурсов.