Чем было для них пионерское детство? Об этом и многом другом разговор корреспондента «ВЧ» с ветераном пионерского движения Зинаидой Шкадрецовой
Май, как ни один другой месяц в году, богат праздниками — важными, историческими, особенными… Совсем недавно по стране прошагал Первомай, затем все дружно мы отметили великий праздник Победы.
А завтра наступит еще один особенный день. Все пионеры нашей республики, и не только нынешние, но и те, кто был ими когда-то, будут отмечать праздник Пионерской дружбы. Ведь именно 19 мая 1922 года считается днем рождения Всесоюзной пионерской организации. В этот день во время II Всероссийской конференции РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи) было принято решение распространить опыт Московской пионерской организации на всю страну (СССР). Впервые в документе такого масштаба был поставлен вопрос о пионерском движении, которое до сих пор объединяет в своих рядах сотни мальчишек и девчонок. И если о том, как живут пионеры сегодня, мы знаем и видим, то о том, каким было это движение в 80-90-х годах прошлого столетия, знают и помнят не все. В преддверии 97-ой годовщины основания пионерской организации мы задались целью узнать об этом и рассказать вам, наши дорогие читатели.
Для этого встретились с одним из ветеранов пионерского движения, человеком, который не просто некогда почетно носил пионерский галстук, а посвятил пионерскому движению и центру его «локализации» — Дому пионеров и школьников г. Черикова (нынче переименованному в Центр творчества детей и молодежи) всю свою жизнь. Мы побывали в гостях у бывшего директора этого учреждения дополнительного образования — Зинаиды Леонидовны Шкадрецовой.
Детство в Доме пионеров
Так сложилось, что Дом пионеров для меня — это мой второй дом. Ходить в него я начала еще будучи школьницей. С 1 по 10 класс посещала уроки хореографии, которые вела очень талантливый и требовательный педагог Мария Игнатьевна Радик. Они дали мне, как девушке, женщине, многое — осанка, пластика, координация, уверенность…
Как и все мои сверстники, конечно же, я вступила в ряды пионерской организации и в Дом пионеров ходила с огромным удовольствием. Я помню его еще тогда, когда он располагался в совсем маленьком здании около автостанции. Там проводились занятия со школьниками в кружках. Ансамбль народных инструментов вел Владимир Васильевич Быков, танец преподавала Мария Игнатьевна Радик, рисунку и живописи обучал Леонид Михайлович Чернышев, вокал вела Валентина Андреевна Чавро, в фотокружок и авиамодельный ребята приходили к Семену Семеновичу Понизовцеву.
Директором тогда была Лидия Михайловна Липская.
В нынешнее здание Дом пионеров «переехал» только ближе к 70-му году, когда была построена новая школа, а центральное здание старой было отремонтировано и оборудовано под это учреждение дополнительного образования.
Мой наставник
В этом большая заслуга уже другого директора, пришедшего на смену Лидии Михайловне, — Дины Григорьевны Фонкац. Благодаря ее упорству и настойчивости, была отремонтирована кровля в нынешнем здании Дома пионеров, обустроены классы для кружковой работы, спустя некоторое время куплена музыкальная аппаратура, пошиты костюмы.
Во время ее руководства и началась моя трудовая деятельность в Доме пионеров. Дину Григорьевну я считаю своим наставником. Ведь это она помогла мне «освоить» новую профессию, дала путевку в жизнь, была тем человеком, на которого хотелось быть похожим.
Она долгое время являлась бессменным директором нашего Дома пионеров и школьников и на время ее руководства приходится начало активной, плодотворной работы и с пионерами, и пионеров, или, как их еще называли, юных ленинцев.
Всесоюзный Марш
Одним из важнейших документов, определявшим все направления деятельности пионерских дружин нашей тогда еще необъятной Родины, был Всесоюзный марш юных ленинцев — комплексная программа воспитания, действовавшей в пионерской организации более 10 лет, начиная с 1970 года.
«Марш — сама жизнь Всесоюзной пионерии, вернее, движение той жизни по точно проложенным маршрутам к большой зовущей цели, серьезной, с настоящими трудностями и испытаниями. Поход каждого пионерского коллектива из сегодняшнего дня в день завтрашний». Такими строчками начинался этот документ. И можете себе представить, какую мощную идеологическую направленность он имел.
Программа вобрала в себя опыт и самые плодотворные начинания республиканских, областных, городских, районных пионерских организаций страны, которые символически были названы “маршрутами”, а определенные временные отрезки “Марша” — этапами.
Марш связал в одно целое все разнообразие деятельности пионерского отряда — и борьбу за знания, и экспедицию по нашей Родине, и поход в мир прекрасного, и знакомую дорожку к младшим друзьям — октябрятам. Все это было заложено в названиях маршрутов Марша: «Пионеры — Родине!», «Пионеры — сильные, смелые, ловкие», «Пионеры — друзья прекрасного», «Пионер — всем ребятам пример» и так далее. Они конкретизировали деятельность пионерских дружин. Все маршруты соединялись в общий, непрерывный поток жизни — боевой, деятельный, интересный, в которой зреют идейные убеждения ребят, рождается и растет трудолюбие, определяются нравственные критерии в отношении к себе самим, своим товарищам, к общему делу.
Во всесоюзном марше были обозначены и основные понятия для пионеров. Пионерское слово давал каждый член отряда в начале учебного года. Сдержать слово помогало пионерское дело, которое вытекало из пионерских маршрутов. Пионерской честью считалась та ответственность, которую нес юный ленинец за дела звена, отряда, дружины. А вот как ты дорожил своей пионерской честью, как сдержал пионерское слово, становилось ясно на пионерской проверке, где каждый ленинец честно рассказывал о своих успехах и неудачах и о том, как он участвовал в делах отряда.
В качестве стимулов для работы пионерских отрядов были установлены звания “Активный участник Марша”, “Правофланговый отряд”, “Правофланговая дружина”. По сути это были пионер, отряд, дружина — передовики пионерского движения, на которые равнялись все остальные.
Реальные дела
Чтобы добиться высоких результатов, стать лучшими, пионеры очень много трудились. И речь не только об учебе.
Во всех пионерских дружинах (а их было 16 — по количеству школ) и отрядах культивировалось тимуровское движение — организованная, а иногда и стихийная деятельность, направленная на оказание помощи всем нуждающимся. В то время к таким категориям в большинстве своем относились ветераны Великой Отечественной войны, а также ветераны труда и пожилые одинокие люди. Тимуровцы оказывали им посильную помощь, в основном, по хозяйству. На дом каждого ветерана войны члены тимуровского движения вешали звездочки — специальный знак того, что здесь живет человек, сражавшийся за освобождение Родины, рисковавший жизнью ради нас. Название свое это движение получило после выхода в свет книги А. Гайдара “Тимур и его команда”.
Активно пионеры принимали участие в сборе вторичного сырья: макулатуры и металлолома. О чем ежегодно отчитывались перед товарищами.
В Марше пионерам было завещано знать и охранять исторические, революционные, боевые и трудовые памятники родных мест. А потому за каждой пионерской дружиной были закреплены воинские захоронения времен Великой Отечественной, которые они регулярно убирали и облагораживали. Насколько мне известно, эта работа пионерами проводится и сейчас.
Помимо этого, некоторыми дружинами были созданы пионерские фермы, где ребята разводили и растили кроликов. Необходимую помощь в обучении присмотру за питомцами им оказывали учителя биологии. В нашем районе в свое время такие фермы были в Речицкой СШ, Вепринской СШ и Холмянской СШ.
В то время пионеры принимали активное участие в партийных и комсомольских конференциях. Их приглашали туда для чествования передовиков народного хозяйства. Благодаря этому, пионеры знали лучших людей района, что называется, «в лицо». Знали, с кого брать пример.
Кроме этого, регулярно проводились встречи с заслуженными людьми района, награжденными грамотами Верховного Совета БССР, ветеранами войны, с известными культурными деятелями — выходцами из Чериковщины.
Дом пионеров — главный центр и координатор
Нашей главной задачей в пионерском движении было скоординировать деятельность всех пионерских дружин района и оказать им любую необходимую помощь для достижения поставленных целей.
В связи с этим на базе Дома была организована школа пионерского актива, в которой ежемесячно методистом или директором проводились занятия с председателями советов дружин, председателями советов отрядов и вожатыми для октябрят. Активисты пионерского движения получали все необходимые знания и умения по подготовке и проведению торжественных линеек с использованием пионерской атрибутики (знамя, горн, барабан), по ведению и оформлению пионерского уголка, изданию стенгазет (в этом нам помогали творческие работники редакции районной газеты).
Также в рамках работы школы оказывалась необходимая методическая помощь старшим пионервожатым. Тем, кто по сути был координатором работы пионерских отрядов на местах, то есть в школах.
Пользуясь случаем, хочу отметить, пожалуй, самых преданных пионерскому делу людей. Это Людмила Ивановна Савицкая, Тамара Константиновна Ефременко, Лариса Ивановна Наумова, Мария Николаевна Ветошкина и Людмила Ивановна Ховатова. Они «горели» своим делом словно пионерский костер и «зажигали» своих учеников, что не раз помогало достигать пионерским дружинам под их руководством высоких результатов.
Еще одним немаловажным направлением работы Дома пионеров тех лет была организация и проведение ежегодной традиционной спортивной военизированной игры «Зарница», которая помогала оценить уровень физической подготовки пионеров. Для большей объективности до определенного времени участие в ней принимали приглашенные офицеры из летной воин-ской части, располагавшейся в д. Барсуки Кричевского района. Они не только участвовали в судействе, но и помогали теоритическими и практическими советами перед выполнением командами разнообразных заданий и конкурсов, связанных со строевой подготовкой, стрельбой и т.д.
На базе нашего учреждения в рамках воспитания пионеров дружественными другим народам был создан и вел свою работу Клуб интернациональной дружбы. Пионеры вели переписку с ребятами из других советских республик, а также зарубежных стран. География была обширна.
19 мая…
… особенный день для пионеров. А в то время он был еще и очень значимым. К нему готовились, как одному из главных праздников. В этот день в райцентр в парадной праздничной одежде съезжались пионеры со всех школ района. После общего построения колонна пионеров во главе со знаменными группами, барабанщиками и горнистами шествовала к памятнику В.И. Ленина, расположенному на центральной площади. Здесь их приветствовали члены райкома партии и райисполкома. Дальше пионеры направлялись в Парк Победы, где их товарищи уже несли почетный караул. К памятнику возлагались цветы и проводилась торжественная линейка памяти. Затем в Доме культуры пионерские дружины держали отчет перед товарищами за проделанную работу за год, после чего в программе был концерт художественной самодеятельности, также подготовленный пионерами. В этот день в парке все участники праздника могли полакомиться мороженым и напитками, бесплатно покататься на аттракционах. Это был грандиозный праздник не только для пионеров, но и всех жителей города.
И напоследок
Работа в Доме пионеров, начиная с первых дней, для меня была самым интересным, увлекательным и насыщенным периодом в моей трудовой и жизненной биографии. Хотя при работе с детьми по-другому и быть не может. Они были наши «двигатели» и вдохновители.
Сейчас все изменилось. Изменилось время, отношение к каким-то вещам, да и к миру, к жизни в целом. Меня, безусловно, радует, что пионерское движение, несмотря ни на что, продолжает жить. Хотелось бы только, чтобы оно «горело» поярче.
Надежда Казанкова