Александр Осипенко: аналогов белорусского пути подготовки нынешнего проекта Конституции, его обсуждения, а теперь и принятия — я не встречал
Одной из самых актуальных тем жизни белорусов последних месяцев является предстоящий референдум по изменению Основного закона нашей страны. Активная работа по данному направлению на всех уровнях и во всех слоях общества началась еще в прошлом году, когда каждому белорусу была предоставлена возможность внести свои предложения для построения проекта изменений в Конституцию. И именно сейчас, в преддверии референдума, который назначен на 27 февраля, не было бы семьи, трудового коллектива, объединения единомышленников, где не обсуждалась бы тема предстоящего выбора. Несмотря на то, что с конца декабря и весь январь широкомасштабное обсуждение велось во всех трудовых коллективах по всей стране, в том числе и в нашем районе, по-прежнему у людей остаются вопросы.
Происходит это в силу влияния на их сознание различных информационных потоков, где одни агитируют голосовать за, другие — против, где нововведения и изменения трактуются на разные лады.
Своим мнением на тему поправок в Конституцию и предстоящего референдума, мы попросили поделиться председателя Чериковской первичной организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание» Александра Осипенко.
— Александр Васильевич, один из самых часто задаваемых вопросов, который приходилось слышать на встречах в трудовых коллективах, читать на различных форумах: для чего нужны изменения и дополнения в Конституцию? Многие думают, что это события 2020 года послужили импульсом вот тем изменениям, о которых говорим сейчас. Так ли это на самом деле?
— Со стопроцентной уверенностью как человек, который уже давно активно интересуется политикой и историей, могу сказать, что необходимость обновления Конституции однозначно продиктована не вчера и уж точно не событиями, свершившимися после 9 августа 2020 года. Те люди, которые давно интересуются политической жизнью нашего общества, помнят слова Президента, сказанные им во время обращения к парламентариям в октябре 2016 года, о том, что назрело время провести анализ Основного закона страны, так как мир стремительно меняется и мы должны адаптироваться к меняющимся условиям. Ни для кого не секрет, что Конституция, которая принималась в 1994 году, была заточена на выход из кризиса, в котором находилась страна, для чего нужна была сильная президентская власть, необходима была концентрация полномочий в одних руках. Свою функцию, назовем это так, принятая тогда Конституция полностью выполнила.
Конкретно стало понятно, что конституционная реформа в стране будет, в 2019 году, когда Президент, обращаясь к народу и парламенту, подчеркивал это неоднократно. Заявления о грядущем изменении Конституции Александр Григорьевич делал и перед самыми выборами в 2020 году. Очевидно, что планомерная работа, итог которой нам, народу Беларуси, предстоит подвести на референдуме, велась на протяжении как минимум последних 5 лет.
Я думаю, каждый видит, что еще в 2016 году, говоря о времени, которое меняется стремительно, Президент был абсолютно прав. И он ведь как никто понимает, что нужно передать страну молодому поколению. Он не говорит про себя, он говорит про всех тех людей, которые начинали строить независимую Беларусь с ним вместе. Любому руководителю, даже небольшого предприятия, хочется, чтобы после него пришел человек, который в первую очередь сохранит традиции и все лучшее, что было наработано. Для которого эти традиции станут основой в дальнейшем совершенствовании работы предприятия. Эта аналогия применима и в масштабах страны. Ведь абсолютно нет гарантии, что к власти не придет временщик, который под девизом: «Все было плохо. Все переделываем» — не начнет ломать все то хорошее, что было до него. На сегодня, с нынешним вариантом Конституции такая опасность существует. Ну и в целом многие моменты Основного закона, которому уже почти 30 лет, требуют поправок и корректировок с учетом складывающейся ситуации в самой стране и вокруг нее.
— На Ваш взгляд, какие из предлагаемых поправок наиболее значимые и определяют дальнейшее построение белорусского государства?
— Для начала скажу, что основы нынешней Конституции писались до избрания в президенты Александра Лукашенко. Те, кто ругают нынешнюю Конституцию и одновременно призывают сорвать референдум, забывают о том, что писали основы Конституции 1994 года они сами — руками своих предшественников. За все время независимости страны в нее вносились считаные изменения. Основы Конституции 1994 года остаются незыблемыми и на данном этапе ее корректировки. Многие путаются, говоря о том, что мы будем принимать новую Конституции, правильнее говорить, что мы вносим изменения в действующую.
На этот раз вносится много поправок, появляются новые главы, в том числе о перераспределении полномочий. Кстати, для того чтобы полномочия перераспределить, необходимо внести поправки именно на уровне Основного закона. Нельзя этого сделать посредством другого документа — указа, закона и так далее. В противном случае эти нормативно-правовые акты будут противоречить Конституции, а значит, Конституционный суд признает их недействительными.
Я бы разделил все поправки на изменения и новшества. Из наиболее значимых новшеств отмечу, безусловно, появление новой главы о Всебелорусском народном собрании, которому в случае принятия новой Конституции будет придан статус конституционного органа с наделением определенными полномочиями. Всебелорусское народное собрание будет выступать определенным балансиром, которое способно уравновешивать общество, сдерживать его от резких необдуманных шагов.
Для людей, имеющих политические амбиции, принятие поправок в Конституцию позволит попробовать себя на политическом поприще в ходе предстоящих электоральных кампаний, которые будут иметь четкий временной ориентир, единый день голосования. Есть время на подготовку и юридическую формализацию в виде партий и общественных объединений.
Мне интересно было следить за ходом обсуждения проекта, и для себя я отметил те поправки, которые вызвали наибольшее общественное обсуждение. Среди них формулировка о том, что «граждане обязаны заботиться о своем здоровье». Многие начали усматривать в этой норме переход к платной медицине, пытались из-за пандемии связать это с ограничениями, скорым введением локдауна и так далее. В итоге, в Указе №14 данная формулировка была скорректирована и звучит, как «граждане заботятся о своем здоровье», дабы исключить всякие спекуляции на этот счет.
«Отличилась» и поправка о том, что брак — это союз между мужчиной и женщиной. Некоторые стали предлагать обязательно дописать по рождению, а не по паспорту. На мой взгляд, у некоторых это была даже некая навязчивая идея, но, учитывая менталитет белорусов, практику проведения операций по смене пола в нашей стране, особенности законодательства в области гражданства, эта норма в Указе №14 вышла без изменения.
Звучали предложения исключить приоритет общепризнанных принципов международного права, прописанный в статье 8 Конституции, который и ранее содержался в ее тексте. Но ведь Республика Беларусь является полноправным участником системы международных отношений, одной из стран-основателей ООН. Можно сколько угодно дискутировать о значимости данной международной организации в современной геополитической обстановке, однако именно наше государство показывает приверженность принципам, прописанным в основополагающих документах, которые формировали взаимоотношения государств в условиях послевоенной трансформации.
Очень легко подменять понятия принципов международного права, которые формировались и выкристаллизовывались десятилетиями. Писались, как и инструкции по технике безопасности, кровью, только кровью солдат двух мировых войн и иных конфликтов, были выстраданы миллионами беженцев, спасающихся от вооруженных конфликтов.
Подменяются они мифологизированным страхом перед гендерными чудачествами отдельных государств, утопическим приоритетом национального законодательства над международным. Это прямой путь к изоляции, ибо ни одно государство в здравом уме не решится заключить международный договор при таких условиях.
Что тогда делать с Союзным государством, ОДКБ, ЕАЭС?
Или как Польша, плюнем и размажем об асфальт Женевские конвенции? Думаю, не стоит.
К тому же в тексте статьи 8 содержится прямая отсылка к верховенству Конституции над международными правовыми актами в случае их противоречия: «Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».
Еще одна важная и основополагающая норма, отраженная в проекте, — исключение агрессии со стороны Беларуси в отношении других государств. Мы в очередной раз подчеркиваем — мы миролюбивый народ. В нынешних условиях, когда идет усугубление взаимоотношений между Западом, США и Россией на фоне «мифического» вторжения российских войск на Украину, слышится риторика в том числе и о том, что напасть на Украину могут и с территории Беларуси (что, конечно же, звучит скорее как абсурд). Украинские власти, по некоторым заявлениям, уже стягивают войска и к зоне Чернобыля. В случае принятия нового проекта Конституции, мы сразу же «отрежем» возможность говорить на эту тему кому-либо в принципе.
Вместе с тем в проекте обновленной Конституции больше не содержится норма о том, что наша страна позиционирует себя как нейтральное государство. Что тоже верно. Ну не можем мы, строя Союзное государство с Российской Федерацией, входя в состав ОДКБ, являясь членом Таможенного союза, говорить о каком-то нейтралитете.
Но при этом полное заблуждение утверждать (и такие мнения не редкость), что мы в ближайшем будущем будем «поглощены» Россией. Если откровенно, то у России было множество шансов поглотить нашу страну. И самый первый шанс был в 1991 году и последующие несколько лет, когда белорусы остались «сам на сам» со своими проблемами. Учитывая все исторические вехи взаимоотношений независимой Беларуси и России, я уверен, что никакого «поглощения» не будет: такой вариант развития событий не выгоден ни одной из сторон. Наш путь суверенный с выстраиванием грамотных экономических и политических связей с другими государствами, в том числе братскими — Россией и Украиной. Наш путь — не разрушать, а строить. И на это нас нацеливает, в том числе и обновленный проект Конституции.
— Александр Васильевич, давайте немного поговорим и собственно о референдуме. Во всех ли странах поправки в Конституцию вносятся путем волеизъявления граждан?
— Далеко не везде. Есть страны, где этот процесс осуществляют сугубо парламентарии, а не весь народ. Вернемся к Конституции 1994 года, она ведь принималась не на референдуме, она была принята Верховным Советом, это равносильно тому, что сегодня Национальное собрание Республики Беларусь просто приняло бы новую Конституцию на одной из своих сессий. Изменения и дополнения в Конституцию до 1994 года также вносились конституционным большинством, то есть при условии поддержки их 2/3 состава Верховного Совета.
Именно пользуясь этой нормой, в 1991 году Зенону Позняку и его сотоварищам по партии, удалось продавить изменение статьи Конституции БССР о государственных символах, причем не с первого раза. С принятием Конституции Республики Беларусь в 1994 году любое ее изменение возможно только путем проведения республиканского референдума.
И в целом из собственного опыта и знаний скажу, что аналогов белорусского пути подготовки нынешнего проекта Конституции, его обсуждения, а теперь и принятия — я не встречал. Проведена не только огромная подготовительная работа, когда над каждой статьей Основного закона работала целая бригада профессионалов-юристов, законотворцев, усиленная общественниками, но и просветительская. Проведено огромное количество встреч в трудовых коллективах, диалоговых и дискуссионных площадок. Учитывая особенности белорусского менталитета, где преобладает так называемая «памяркоўнасць» (все же белорус больше заботится об экономической стороне своей жизни, чем о политической) это необходимо было сделать. Согласитесь, далеко не каждый взял и почитал проект новой Конституции, хоть он и есть в свободном доступе. Донести все моменты изменений, которые предлагается внести в Конституцию, до широкого круга наших граждан, ознакомить — цель тех встреч, которые на протяжении всего января проводились по всей республике, в том числе и у нас. Ведь именно людям принимать решение, делать выбор за или против.
— А что можете сказать о призывах сорвать референдум, которые доносятся от так называемой «беглой» оппозиции?
— Их тактика изначально обречена на провал. Придут люди, проголосуют, примем новую Конституцию — их призывы бойкотировать референдум не реализуются. Не придут граждане на избирательные участки или придут, но испортят бюллетени — тоже не самый лучший для них сценарий, потому как останется действовать старый вариант Основного закона, который они критиковали еще до президентских выборов. Просто-напросто эти люди мечутся, отрабатывая деньги, которые выделяют зарубежные фонды на построение «демократии» в нашей стране. Ни один их призыв не носит конструктивного характера, все они направлены против общества. По сути, они агитируют белорусов выбросить свой голос в урну, но только не в избирательную. А это банальное неуважение к гражданам Беларуси, которые здесь живут и работают.
Это интервью вряд ли прочитают те, кто жаждет любыми судьбами прорваться к власти, но надеюсь, эти простые рассуждения прочитают те, в ком под натиском злобы, негатива и массированного информационного шума не убит настоящий белорус. Белорус рассудительный, любящий свою землю, готовый встать на ее защиту, не теряющий национальной идентичности, ставящий суверенитет своего государства превыше интересов иностранных игроков, сулящих манну небесную в обмен на послушное выполнение их указаний. Белорусы, вам решать, каким будет будущее нашей страны!