Где в Беларуси можно кататься на аттракционах круглый год?

Парки отдыха планируют открыть новый сезон в конце апреля. А это значит, аттракционы в них уже прошли проверку на безопасность. Наш корреспондент узнал, на что при этом обращали внимание специалисты, а еще нашел в Беларуси место, где на колесе обозрения можно кататься круглый год.
“Солнышко” погасло
Брестский парк культуры и отдыха один из немногих в стране, где аттракционы работают круглый год.
– Их не консервируют на зимний период, если погодные условия позволяют, а эксплуатируют согласно документации. К примеру, колесо обозрения может работать при температуре до -10°С, потому что все крытые кабинки отапливаются. Что касается аттракционов с приводом на пневматике, гидроприводе и компрессоре, они эксплуатируются при температуре от +5°С, соответственно в зимний период мы их не запускаем, – поясняет главный инженер Александр Ионов.
Мы попали на испытания аттракционов “Цепочная карусель” 9 метров, “Микс”, “Калипсо”, “Марс-120”, которые без допуска эксперта Госпромнадзора не вводятся в эксплуатацию. Накануне лаборатория “Трестпромналадка” уже провела техническое диагностирование: сделала визуальный осмотр, исследовала металлоконструкции на целостность, также надежность сварных швов и болтовых соединений, электропроводку, иллюминацию и автоматику. Только после этого эксперт Госпромнадзора проверяет все в комплексе, испытывает аттракционы под нагрузкой и выносит окончательный вердикт.
Начало нового сезона в Центральном парке планируется в конце апреля – начале мая. Подготовка идет полным ходом: сотрудники красят детские карусели и облагораживают территорию возле них. Всего в парке 15 аттракционов: 5 взрослых, 10 детских. В этом году утилизируют детское колесо обозрения “Солнышко” – срок его службы подошел к концу.
– С 20 марта в силу вступило распоряжение, по которому запрещено эксплуатировать аттракционы, отслужившие три и более сроков, установленных заводом-изготовителем. “Солнышко” отработало 30 лет, поэтому будет списано, а вместо него в следующем году поставим новый, – рассказывает Александр Ионов.

Проверка на прочность
Вместе с инженером-механиком, слесарем и экспертом Госпромнадзора первым тестируем на нагрузку “Марс-120” на 32 посадочных места. Аттракцион загружен мешками по 85 кг. “Марс-120” был изготовлен в 2004 году и свои два срока службы честно отработал.
– Мы уже проверили документацию, обследовали конструкции на наличие трещин и усталости металла, болтовых соединений и электрической части. Ознакомились с заключением технической лаборатории, увидели, какие были выявлены дефекты. Сейчас будем проводить испытание под нагрузкой: пять циклов запуска, проверка сработки аварийной кнопки и экстренного торможения. Затем еще раз обследуем места, где может проявиться недостаток. Завершающий этап – инспектирование обслуживающего персонала, – поясняет ведущий специалист Брестского областного управления Госпромнадзора Павел Сачко и уверяет, что без его допуска ни один аттракцион эксплуатировать не начнут.
В сезон прокатиться на них можно с 11:00, но работники уже с 8:00 каждый день осматривают крепления на посадочных местах, смазывают узлы и детали, проверяют электронику и контрольный пуск. А при ТО-1 и ТО-2 аттракционы с механическим приводом останавливаются на день и тщательно, сверху донизу, обслуживаются, смазываются и шприцуются.
Чтобы проверить болтовые соединения, Павел Васильевич берет молоточек и отправляется на высоту. Каждое простукивает, определяя их состояние на звук, затем осматривает и измеряет толщину металлоконструкций. Спустившись вниз, проверяет тросики механизма защелки дуги безопасности: здесь, по мнению специалиста, требуется замена. Инженер-механик записывает выявленный недостаток в блокнот, попутно объясняя эксперту Госпромнадзора: этот трос приходится подтягивать каждую неделю, поэтому лучше было бы поставить вместо него сплошную пластину. Но менять что-либо в конструкции аттракциона нельзя без согласования с заводом-изготовителем, а тот уже давно закрыт.
После обследования на износ ведущего колеса наступает черед всех обеспечивающих устойчивость аттракциона деревянных подкладок, узлов, датчиков контроля и болтовых соединений, затем следует команда начать испытание под нагрузкой. Все пять циклов “Марс” работает хорошо, на отлично проходит и проверку экстренного торможения – останавливается в течение 30 секунд. Аварийная кнопка тоже функционирует как положено. В завершение – проверка знаний механика, который будет работать на “Марсе”. Вердикт эксперта Госпромнадзора: после замены тросика аттракцион можно эксплуатировать.

Точно так же испытания под нагрузкой проходят и остальные аттракционы. Замечаний нет.
– Моя задача – проведение технического освидетельствования, в рамках которого удостовериться в безопасности и надежности аттракциона. Целостности его металлоконструкций, отдельных деталей и узлов, устройств безопасности и защиты, а также ведение эксплуатационной и технической документации. Проверка качества и полнота проведенного технического диагностирования методами надежного контроля, – утверждает Павел Сачко.
Новинки сезона
К открытию сезона появятся новые аттракционы белорусского производства в столичных парках Горького и Челюскинцев. В прошлом году в них списали две старые конструкции: в первом это “Вальс”, во втором – “Лебеди”. Сейчас на их месте стоят аналогичные, но новые. Кроме того, заключены договоры на поставку аттракционов “Драконы” в парк Горького и “Микс” белорусского производства в парк Челюскинцев.
В Витебском парке с учетом интереса молодежи к экстремальным развлечениям начнут работать “Микс” и “Седьмое небо”. Гомельчанам подарит незабываемые впечатления карусель “Ладья”, рассчитанная на 24 пассажира.