Нейропсихолог перечислила топ-5 ошибок в общении с неговорящим ребенком

Нейропсихолог перечислила топ-5 ошибок в общении с неговорящим ребенком

Проблемы с речевым развитием встречаются у каждого десятого ребенка. Однако родители часто усугубляют ситуацию, неправильно выстраивая коммуникацию с неговорящим малышом. Нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович перечислила пять ошибок в общении с неговорящим ребенком.

Первая ошибка родителей: «Скажи и повтори»

— Например, когда ребенок произносит случайно какое-то слово. Иногда это действительно может быть таким подготовительным этапом, когда ребенок учится повторять слова. Это нормальный тип развития речи, — отметила эксперт. — И вот ребенок сказал, например, слово «кошка» — и родители начинают говорить: «Скажи, повтори, ты же смог». Но поймите, малыш даже не понял и не запомнил, как сложилось это слово. Он просто услышал и на автомате его выдал. Либо, допустим, родители начинают говорить: «Скажи, повтори, посмотри, вон Олечка говорит, а ты до сих пор нет». Если вдруг вы это скажете ребенку с моторной алалией или диспраксией, у него обязательно будет истерика и его самооценка упадет.

Вторая ошибка родителей: частое повторение и заучивание слов

— Это если родители пытаются научить ребенка говорить и тем самым запускают эхолалию, когда дети становятся как радио, — объяснила нейропсихолог. — Эхолалия — это естественный этап речевого развития в раннем возрасте, например в полтора года. Когда ребенок, у которого всё явно нормально с речевым развитием, так накапливает свою базу. Но если у малыша проблемы с этим, а родители, видя, что он может что-то сказать, начинают с ним активно заучивать многие слова, тем самым они запускают непродуктивную эхололию. Особенно это видно по детям, которые постоянно смотрят мультики. Тогда часто родители жалуются — мол, ребенок говорит фразами и песни поет, но почему-то не поддерживает диалог. Почему? Потому что родители общались с ним, например, сложными предложениями, перегрузили гаджетами, заучивали по картинкам слова, но понимание речи и как выстроить эти слова в предложение у ребенка вообще не сформировалось.

Третья ошибка родителей: завышенные требования

 Очень часто я вижу, например, когда ребенок трех лет сказал какое-то слово (он только начинает говорить), и родители сразу начинают его повторять. Что малыш думает? Он только начал говорить первые слова, и родители уже накладывают на него очень высокие требования, — рассказала логопед. — Дело в том, что звуки у нас развиваются в определенном онтогенезе, то есть шипящие мы слышим, начиная с 4 до 4,5 года, звук Р и Л и мягкие позиции формируются с 4,5 до 5 лет (у кого-то могут быть и раньше). Но если наш неговорящий ребенок находится на этапе запуска речи и мы еще даем ему сверхнагрузку, то он вообще перестанет понимать, что происходит. Этого делать ни в коем случае нельзя. Дайте малышу возможность хотя бы выучить слова и запустить это во фразовую речь, не требуйте звуковоспроизведения.

Четвертая ошибка родителей: делать и предугадывать за ребенка

— Когда родители по совету неврологов и логопедов старой школы начинают делать вид, что не понимают своего ребенка. Однако если малыш хочет поговорить, но не может это сделать, то вопрос, что мы получим от него в ответ. Конечно, это будет истерика. У ребенка нет возможности сказать, он не понимает, как образуется слово, или он не слышит на уровне фонематического восприятия, что вы вообще говорите, — заявила дефектолог. — Что тогда будет? «Я хочу получить печенье, но мне его не дают. Я сперва вас укушу, потом закачу истерику, а потом я буду швыряться предметами, потому что у меня есть потребность это получить, но вы меня не понимаете». Это вообще недействующий метод. Дайте ребенку право выбора. Например, спросите у него, что он хочет — воду или сок, — держа эти предметы в руках. Тут вы сразу формируете указательный жест. Ребенок тянется к предмету, а вы ему одобрительно киваете и говорите, мол, да, это вода. И сразу накапливаете слова ребенка.

Пятая ошибка родителей: много говорить и всё описывать

— Если у ребенка есть сложности с речевым развитием, не нужно говорить очень много и всё описывать. Например, когда приезжает в гости бабушка. И она начинает говорить много слов: «Внучек, пойдем поешь, дам тебе вкусную конфетку, посмотри, какая она вкусная. Ой ты мой хорошенький, садись, давай будем кушать». Что происходит в этот момент? Ему будет очень тяжело, вы перегрузите его, он просто услышал винегрет из слов, — отметила Виктория Карпович. — Как же мы должны говорить? Нужно научить малыша смотреть на предмет и соединять со звуковой оболочкой. Мы берем ложку и говорим: «Это ложка, держи ложку, дай ложку». Говорите четкими фразами. Одно-два слова, максимум три. Например, «Миша, пойдем гулять». Чтобы ребенок понимал, о чем вообще идет речь. Потому что для неговорящих детей очень важно накопить хороший пассивный словарь.

Последние новости

Горячие новости

Приемная кампания в колледжах Беларуси стартует 18 июля

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Беларусь продолжает осваивать передовые технологии атомной энергетики

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Горячая линия госкомиссии по контролю за проведением вступительной кампании заработает в Беларуси с 5 мая

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Доверенность: правила оформления, платежи и льготы

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Масштабный автомотопробег ко Дню победы пройдет 1 — 2 мая

27 апреля 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 27 апреля

27 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем