Что мешает ребенку заговорить? Логопед перечислила 5 тестов, как определить причину

Что мешает ребенку заговорить? Логопед перечислила 5 тестов, как определить причину

Родители могут заметить, как другие дети в определенном возрасте начинают разговаривать, но их малыш все никак не может овладеть этим навыком. Это может вызвать панику. Однако не стоит переживать раньше времени, лучше разобраться в возможных причинах. Подробнее о 5 тестах, которые помогут понять, какие навыки нужно развивать, чтобы у малыша появилась речь, а также о том, как вестибулярная система, сенсорика, слуховое и зрительное восприятие влияют на это, рассказала нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович.

Первая проба — нужно понаблюдать за своим ребенком

— Как он ходит, часто ли спотыкается, любит ли спрыгивать с высоких поверхностей, как передвигается по квартире, раздевается и так далее. Если с этим есть проблемы, ставьте себе галочку на первом пункте. Тогда вам обязательно нужно проработать сенсорное восприятие ребенка, — обратила внимание нейропсихолог.

Вторая проба — уровень зрительного восприятия

— Если ваш ребенок в два года не говорит, не может собирать пазлы из четырех частей, не понимает, где кошка, где собака, не может соединить фигурку с изображением, например, определенного животного, — это говорит о том, что очень важно срочно подключаться и развивать дополнительно зрительное восприятие, — рассказала эксперт.

Третья проба — уровень слухового восприятия

 Если в вашей квартире постоянно белым шумом работает телевизор, вы зовете ребенка, а он совершенно не реагирует, это говорит о том, что у ребенка, скорее всего, слишком большая нагрузка на слуховое восприятие и плохое слуховое внимание. Если это так, то скорого появления речи ждать не стоит, — подчеркнула логопед.

Четвертая проба — уровень владения телом

— Нужно посмотреть, как ребенок управляет своим телом. Достаточно выполнить несколько упражнений. Например, попросить малыша менять в прыжке ноги — вместе, врозь. Обратите внимание, насколько ребенок может выдерживать эту инструкцию, какая у него произвольность, может ли он выполнить задание, при этом хорошо управляя своим телом, — посоветовала дефектолог. — Это очень важный и большой показатель, насколько малыш контролирует свои ощущения и выдерживает моторную программу, не сбивается с ритма. То есть мы ребенку в 2,5 года можем спокойно давать эту пробу. И если он не выполняет ее, то действительно нужно обратить внимание на его речевое развитие.

Пятая проба — уровень знания цветов

— В 2 года ребенок должен полностью сортировать все основные цвета и различать их. Это самый первый этап. Посмотрите, умеет ли так ваш малыш, — заявила Виктория Карпович. — Также проверьте, сможет ли он на слух понять, какой вы хотите получить цвет. Если в 2 года ребенок еще может путаться, то в 2,5 года он безошибочно должен давать те, которые вы попросили. Для начала остановитесь хотя бы на 4 основных. Но лучше, чтобы ребенок знал весь основной спектр.

Помимо этих проб важно посмотреть на артикуляционную имитацию, рассказала эксперт:

— Сперва мы смотрим, как ребенок управляется с предметами. Например, покажите, как едет машинка, стучит ложка, и попросите, чтобы он повторил. Или покажите ему пару упражнений: ручки вверх, ручки на пояс. Если малыш все сделал, попросите его в конце показать палец вверх или дать пять. В этот момент обратите внимание на мелкую моторику и только потом смотрите на артикуляционную имитацию. Скорчите лицо и попросите его повторить. Если ребенок делает это на уровне артикуляционной имитации, это хорошо. Но если испытывает сложности, с этим тоже есть проблемы, поэтому малыш не сможет говорить.

Последний момент — необходимо проверить игровую деятельность, обратила внимание нейропсихолог:

— В 2 года ребенок должен уметь укладывать куклу спать, купать, лечить и кормить. Если у него нет первых зачатков появления именно сюжетной игры и он вас не лечит, не расчесывает, это говорит о том, малыш не овладел определенными действиями и не может интегрировать те навыки, которые вы ему дали в игре. То есть он не зеркалит эти действия и не применяет их. Потому что игра –— это всегда момент, когда мы смотрим, сделал ли ребенок шаг на следующий этап развития.

Последние новости

Горячие новости

Приемная кампания в колледжах Беларуси стартует 18 июля

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Беларусь продолжает осваивать передовые технологии атомной энергетики

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Горячая линия госкомиссии по контролю за проведением вступительной кампании заработает в Беларуси с 5 мая

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Доверенность: правила оформления, платежи и льготы

27 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Масштабный автомотопробег ко Дню победы пройдет 1 — 2 мая

27 апреля 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 27 апреля

27 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем