Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушениями
В современном коллективе детям не хватает эмоционального контакта, общения, так как общение заменяется просмотром мультфильмов по телевизору и компьютерными играми. Всё чаще сталкиваемся с тем, что у воспитанников наблюдаются и речевые нарушения в сфере общения.
Для разрешения всех этих проблем мною предложена копилка игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Организация данных игр и упражнений способствуют снятию эмоционального напряжения, воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, развивают коммуникативные способности, формируют умения осознавать и адекватно выражать свои переживания, способность сопереживать и замечать положительные качества других детей, умение считаться с интересами и мнениями своих сверстников, справедливо разрешать различные конфликтные, спорные ситуации.
При организации игры и упражнения сплачивают детский коллектив, дети лучше понимают друг друга, формируется чувство симпатии, уважение друг к другу, способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревоги. В игровой деятельности совершенствуются коммуникативные способности детей.
Игра «Я-школьник»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции, развивать коммуникативные способности.
Описание. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в группу продлённого дня пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.
Игра «Художники»
Цель: развивать способность выражать различные эмоции на бумаге, развивать связную речь.
Описание. Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточеку и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Пингвины»
Цель: снятие напряжения; развитие эмпатических способностей.
Описание. Дети изображают пингвинов на холодном острове. Самое теплое место- в его центре. Все двигаются к нему, чтобы согреться. Желательно, чтобы каждый «пингвин» побывал там, иначе он «погибает», и «стая» становится меньше. Обсуждается, что чувствовал «пингвин», когда его не пропускали, отталкивали, и наоборот.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Описание: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Разговор через стекло»
Цель: развитие внимательности и наблюдательности, способности понимать невербальные средства общения.
Описание. Детям предлагаются ситуации общения со сверстником, который отъезжает в автобусе (поезде) и хочет что-то сообщить. Ребенок заранее подготовлен к демонстрации ряда ситуаций:
- просит позвонить;
- показывает, что в автобусе (поезде) жарко (холодно);
- просит написать письмо;
- ест мороженое и предлагает детям купить себе;
- открывает бутылку с водой и пьет, предлагает детям сделать то же самое;
- просит детей уже уходить домой и др.
Затем другие дети играют роли, придуманные ими, и сопровождают действия невербальными средствами общения.
Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Описание. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. — Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение.
Учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №2 г.Черикова»
Фатеева Оксана Владимировна