27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Трагедия урочище Мостовое
Международный день памяти жертв Холокоста провозглашен резолюцией 60/7 Генеральной ассамблеи ООН от 1 ноября 2005-го по инициативе, в том числе и Беларуси. Дата была выбрана не случайно: 27 января 1945 года войска Советской армии освободили первый и самый большой из гитлеровских концлагерей Освенцим (Аушвиц), где во время Второй мировой были уничтожены более 1,3 млн. человек. Трагедию белорусского и мирового еврейства у нас помнят, а память о ней трепетно чтут. На каждом из мест гибели тысяч невинных людей, особенно остро чувствуется опасность, которой грозит неонацистский реванш, ведь предать Холокост забвению все больше желающих.
Особую ненависть нацисты питали к евреям. В соответствии с идеологией нацисткой Германии евреи и цыгане подлежали уничтожению. Не избежали этой трагичной судьбы и чериковские евреи. Об этом «ВЧ» рассказали в УК «Чериковский историко-краеведческий музей».
— В октябре 1941 г. было объявлено о переселении чериковских евреев в другое место, — рассказала и.о. директора музея Карина Халаева. — Пятьсот евреев согнали к Народному дому и под конвоем повели в сторону Кричева. Во время этого перехода немцы всячески издевались над ними: запрягали в телеги, избивали, глумились. Дойдя до мельницы немцы внезапно и без причины открыли огонь из винтовок и автоматов. Причем до расстрела, фашисты зверски издевались над еврейским населением, заставляли их выполнять каторжные работы, избивали палками, дабы создать для себя удовольствие. Кто же не мог, в силу того, что был изнеможден явиться к Нардому, того расстреливали и сжигали на месте. Многую информацию об этом мы подчерпнули из книги «Чериковское Присожье: взгляд в прошлое и настоящее» автором которой является историк и краевед Василий Максименко. В данной книге все приведенные факты опираются на документы.
В ней например имеется информация из «Акта Чериковской районной комиссии содействия в работе Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории г. Черикова и Чериковского района»:
«…как видно из свидетельских показаний и следственных материалов, на территории города Черикова за городской мельницей на торфоразработке за два раза расстреляно 300 человек еврейского населения посемейно детей и стариков.
…немецко-фашистские захватчики, собрав еврейское население под видом регистрации к нардому, оцепили их конвоем немецких солдат, вывели их за мельницу, а детей и не имеющих возможности передвигаться загнали в машины и повезли в том же направлении, и там на торфяных разработках всех расстреляли. Причем до расстрела фашистские людоеды зверски издевались над еврейским населением, заставляли их выполнять каторжные работы, запрягали их в телеги, избивали палками, дабы создать для себя удовольствие. Кто же не мог явиться к нардому, того расстреливали и сжигали на месте».
Вот какая информация воспоминаний жителя города Черикова Владимира Афанасьевича Виртинского, которому в 1941 году было 11 лет о тех днях катастрофы содержися в книге Василия Максименко: «Недалеко от нашего дома, на Смоленской улице, жил еврей Болотин, безобидный старик, с которым дружил мой отец, и я его хорошо знал. У него еще был сын инвалид. Однажды, примерно в сентябре, я шел из школы, которая размещалась во время оккупации в здании народного дома, и увидел, как старый Болотин, изнемогая, упираясь изо всех сил, тащит бочку с водой, а за ним, как за лошадью, гогоча и понукая, идет немец… Евреев собрали после обеда у нардома. Погода была пасмурной, но дождя не было. Им сказали, что повезут в эвакуацию, и разрешили взять с собой только носильные вещи. Их повели по Смоленской улице в сторону Кричева. Я видел из окна своего дома, как шла эта скорбная процессия. Сначала они шли тихо, но когда евреев довели до конца улицы и, свернув направо, повели за мост, они поняли, что их ведут на смерть».
Володя Василевский, которому было 12 лет, не послушался своей матери и тайком залез на дерево, чтобы лучше все видеть. И он увидел, этот любопытный мальчик, то, после чего он до самого своего конца заикался. Он увидел смерть сотен людей. Здесь же, за мельницей, на другом берегу речки Удожка расстреливали подпольщиков, коммунистов, комсомольцев, военнопленных. Расстрельная команда состояла из немцев, поволжских немцев и полицейских, из числа украинцев и белорусов. Виртинский В.А. рассказывает, что в доме у Секушенко Екатерины квартировал поволжский немец по имени Август, носивший эсэсовскую форму. «Однажды этот немец вывел из здания комендатуры, находившейся в помещении нынешней больницы, приговоренного к смертной казни человека, и повел его за мост. Трое ребят шли за ними до самого прежнего сенного склада, который находился в то время на месте нынешнего магазина, а затем видели, как у мельницы немец остановился, а арестованный пошел дальше и упал. Затем услышали звук выстрела».
— После освобождения Чериковского района было принято решение перезахоронить останки расстрелянных на еврейском кладбище, что и было сделано в 1944 году, — отметила Карина Халаева. — В 1966 году здесь был установлен памятник в виде трех стел — мацейв. Инициатором установления памятника был Исаак Смоляк. Памятник жертвам расстрела (в урочище) был установлен в конце 1950-х — начале 1960-х годов, по другим данным в 1969 году. Деньги на обелиск собирали сами евреи. Ответственным за сбор денег и установку памятника был еврей Смоляк, который после войны исполнял в Черикове обязанности раввина. В 1980-х годах обелиск был поврежден вандалами, поэтому вскоре заменен на новый памятник, который прослужил верой и правдой несколько десятилетий. В 2021 году, к трагической годовщине начала Великой Отечественной войны, УКПП «Чериковский жилкоммунхоз» установил новый памятник, больше и краше прежнего.